Navigation bar
  Print document Start Previous page
 869 of 947 
Next page End  

Андреас Крузе
1. Измененный взгляд на старость: сильные и слабые стороны пожилого возраста
Общественное мнение о старости долгое время исходило из предположения, что в преклонном
возрасте человека ожидают потери во всех сферах и что эти потери касаются в равной мере всех
пожилых людей. Вытекающие из этого предположения «дефицитарные модели» образовывали ядро
негативного стереотипа пожилого возраста, в соответствии с которым в пожилом возрасте начинается
обусловленный старением «распад» личности, снижаются физические и когнитивные способности, а
также адаптационная способность. Эти негативные обобщения никоим образом не подтверждены
эмпирически, равно как и позитивные обобщения, которые связывают старость исключительно с ростом
опыта, мудрости и спокойствия (см. Lehr, 1996; Thomae, 1983).
Последнее время дефицитарные модели постепенно вытесняет дифференцированный взгляд на
старость, который исходит как из преимуществ, так и недостатков этого жизненного периода.
Представление о сосуществовании сильных и слабых сторон старости можно получить, если учесть
многоаспектность развития в пожилом возрасте (см. Baltes, 1990).
Под физиологическим старением понимаются изменения общей витальности, адаптационных и
компенсаторных резервов организма, отдельных органов и сенсорных функций. Несмотря на то что
каждый возрастной период имеет свои нормы для названных признаков, возможны значительные
индивидуальные отклонения от этих норм; это справедливо также и для старых, и для очень старых
людей. Физиологическая старость — по сравнению с другими, более молодыми возрастными
периодами — характеризуется многими недостатками, но нельзя упускать из виду и то, что пожилые
люди значительно отличаются друг от друга (см. Steinhagen-Thiessen, Gerok & Borchelt, 1992).
Под психологическим старением понимается развитие способностей и навыков человека в
когнитивной, повседневно-практической и социальной сферах. Особенность психического развития в
пожилом возрасте заключается в одновременном появлении преимуществ и недостатков (ср. раздел
2.2). Преимущества прежде всего проявляются в сфере опыта и знаний (кристаллизованный (cristullized)
и практический интеллект), а недостатки — в тех сферах, которые связаны с нейропсихологическими
функциями и процессами (например, с текучим
(fluid) интеллектом и оперативной памятью). Далее,
психологическое старение сопряжено с необходимостью решать специфические задачи развития в
пожилом возрасте. Эти задачи понимаются как результат взаимодействия а) биологического развития,
б) общественных норм и эталонов («Какие ожидания общество связывает с каждым возрастом?») и в)
индивидуальных потребностей и склонностей (Havighurst, 1972). Такое понимание показывает, что
психологическое старение подвержено, с одной стороны, влиянию биологических и социальных
факторов, а с другой стороны, влиянию ценностей отдельного человека и его (зависимых в том числе и
от биологических и социальных факторов) возможностей реализации этих ценностей.
Результаты медицинского и психологического исследования указывают на большое значение для
физиологического и психологического старения процессов развития, имевших место в молодые годы.
Соотношение преимуществ и недостатков пожилого возраста зависит от того, какие способности и
навыки были развиты у индивида ранее. Точно так же зависит от биографического развития индивида
его установка по отношению к жизни, его способность и готовность сознательно и ответственно
справляться с задачами развития в пожилом возрасте. Поэтому сегодня необходимо выработать новый
взгляд на старость, который соединил бы долговременную и ситуативную перспективы, т. е.
рассматривал старость как в контексте биографического развития, так и в контексте ситуативных
требований (см. Kruse, 1995). Пример такого понимания старения — важного в равной степени для
фундаментального исследования и для прикладной геронтологии — приведен в табл. 40.2.1.
Таблица 40.2.1. Долговременные и ситуативные факторы влияния на пожилой возраст
A) Развитие в течение жизни:
- уровень образования, наличие привычки и потребности учиться;
- способности и навыки, сформированные в течение жизни;
- стиль жизни и привычки, сформированные в течение жизни;
- интересы, сформированные в течение жизни;
- социальная активность и вовлеченность в социальную жизнь.
Б) Психические ситуации в настоящее время:
- мотивация к реализации интересов и активной деятельности;
Hosted by uCoz