Navigation bar
  Print document Start Previous page
 877 of 947 
Next page End  

жилищные условия (возможность пользоваться в них протезами) значительно облегчают компенсацию
ограничений. Недостаточные социальные ресурсы, напротив, могут еще больше обострить социальное
неравенство среди людей пожилого возраста.
-
Институциональные услуги и службы. Под ними понимаются, с одной стороны, культурные
услуги (например, в сфере образования), а с другой стороны, амбулаторные и передвижные службы, а
также стационарные или полустационарные учреждения. Чем лучше в обществе развита система таких
услуг и служб, тем больше они способствуют сохранению удовлетворенности жизнью и
самостоятельности в пожилом возрасте.
-
Общественные условия. Под ними подразумевают прежде всего законодательное
регулирование, напрямую воздействующее на условия жизни пожилых людей. Примером могут
послужить правовые основы пенсионного и социального обеспечения или наличие (в ФРГ) первой и
второй ступеней страхования по уходу за больными и престарелыми, благодаря которому (первая
ступень) уменьшается нагрузка на семью и (вторая ступень) нагрузка на общества, оказывающие
социальную помощь пожилым людям, живущим в домах престарелых. Страхование по уходу призвано
уменьшить финансовую зависимость людей, нуждающихся в помощи или уходе.
Социальная интервенция концентрирует свое внимание прежде всего на использовании
существующих услуг и служб престарелыми людьми и их семьями. Она включает в себя, с одной
стороны, выявление факторов риска или уже возникших ограничений, которые делают необходимой
поддержку амбулаторных или стационарных учреждений, а с другой стороны, информирование
пожилых людей и их родственников о существующих услугах и служб. В этом контексте необходимо
упомянуть многообразие учреждений, занимающихся поддержанием и стимулированием когнитивных
и физических способностей пожилых людей, а также их социальной интеграции. Общеобразовательные
курсы, союзы, академии и университеты постепенно начали ориентироваться и на специфические
потребности пожилых людей в образовании. Мотивация к использованию этих услуг составляет
важный компонент социальной интервенции.
3. Возможности психотерапевтической интервенции в пожилом возрасте
Значение психотерапевтических методов для лечения психически больных пожилых людей было
долгое время весьма незначительным, прежде всего из-за распространенного в среде психоаналитиков
скепсиса по отношению к возможностям улучшения и даже выздоровления пожилых пациентов. К тому
же существовавшие концепции болезни были явно недостаточны и предполагали, что психические
расстройства в пожилом возрасте основываются на «инволюционных изменениях» мозга или на других
органических причинах, а следовательно, не поддаются психотерапевтическому воздействию. Сегодня,
напротив, превалирует мнение, что психические расстройства пожилых людей хотя и демонстрируют
типичное для старости акцентирование специфических симптомов, тем не менее ни
психопатологически, ни этиологически не отличаются от психических расстройств в молодом возрасте.
Цели геронтологической психотерапии заключаются прежде всего в изменении дисфункциональных
способов поведения, повышении компетентности, оказании помощи в преодолении внешних
жизненных трудностей, а также в проведении бесед о приближении конца жизни.
Так как депрессии наряду с деменциями являются важнейшими психическими расстройствами в
пожилом возрасте (Myers et al., 1984), ниже мы сконцентрируем свое внимание на оценке психотерапии
именно при этих расстройствах.
Депрессивные расстройства в пожилом возрасте зачастую осложняют хронизированное течение,
долгое пребывание в качестве пациента и накопление неблагоприятных жизненных обстоятельств и
событий. Тем не менее прогноз депрессивных расстройств в пожилом возрасте не является
неблагоприятным (Brodaty, Harris et al., 1993). Задачи психотерапии пожилых пациентов, как правило,
намного шире, чем задачи психотерапии молодых людей (см. также Kurz & Fuchs, 1997). В зависимости
от метода выбираются те или иные опорные точки. Так, когнитивная терапия сосредоточивается на
изменении схем мышления и оценивания. Она особенно пригодна для противодействия негативным
аутостереотипам пациентов путем изменения паттернов ожиданий и оценок (Fuchs & Zimmer, 1992). В
то время как успех индивидуальной и групповой когнитивной терапии в острой фазе расстройства
хорошо подтвержден и когнитивная терапия при расстройствах средней степени тяжести также
является надежной альтернативой медикаментозной терапии (Thompson, Gallagher & Steinmetz-
Breckenridgs, 1987), ее профилактический эффект еще недостаточно хорошо доказан. А это крайне
важно, так как профилактическая фармакотерапия для многих пожилых людей противопоказана.
Hosted by uCoz