Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 947 
Next page End  

Reiter-Theil, S. (1998). Kompetenz durch Ethik-Konsultation: ein Modell — dargestellt am Problem der
Sterilisation einer geistig behinderten Frau. Systeme, 12, 2-15.
Reiter-Theil, S. (1998). Vom Expertendiskurs zum Patientenforum Medizinische Ethik. Deutsche
Medizinische Wochenschrift (im Druck).
Reiter-Theil, S., Eich, H. & Reiter, L (1991). Informed Consent in Familiy Therapy: Necessary
Discourse and Practice. Changes, June, 81-90.
Reiter-Theil, S., Eich, H. & Reiter, L. (1993). Der ethische Status des Kindes in der Familien- und
Kinderpsychotherapie. Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie, 42, 14-20.
Reiter-Theil, S. & Hiddemann, W. (1996). Problemwahrnehmung, Perspektivenwechsel,
Mitverantwortung. Der Beitrag von Patienten zur Ethik in der Medizin. Niedersachsisches Arzteblatt 6, 2-4.
Schuler, H. (1982). Ethische Probleme psychologischer Forschung. Gottingen: Hogrefe.
ten Have, H. (1994). The Hyperreality of Clinical Ethics: A Unitary Theory and Hermeneutics.
Theoretical Medicine, 15, 113-131.
Thomasma, D. C. (1994). Clinical Ethics as Medical Hermeneutics. Theoretical Medicine, 15, 93-111.
Tomlinson, T. (1994). Casuistry in Medical Ethics: Rehabilitated, or Repeat Offender? Theoretical
Medicine, 15, 5-20.
Trohler, U. & S. Reiter-Theil (Hrsg.). (1997). Ethik und Medizin 1947-1997. Was leistet die
Kodifizierung von Ethik? Gottingen: Wallstein.
Wagner, W. (Hrsg.). (1993). Arzneimittel und Verantwortung. Grundlagen und Methoden der
Pharmaethik. Berlin: Springer.
Раздел II. Классификация, диагностика: общие положения
Глава 6. Классификация
Урс Бауманн и Рольф-Дитер Штиглиц
1. Методические замечания
Цель классификации — упорядочить многообразие отдельных явлений и подчинить их
категориям более высокого уровня. Ни в одной научной отрасли нельзя обойтись без классификации.
Это основной принцип науки, потому что только таким путем можно выделить закономерности. Кроме
поиска категорий более высокого уровня под классификацией понимается также процесс отнесения
какого-то элемента, о котором не известно, к какому классу он принадлежит, к уже имеющимся
классам; но здесь мы не будем заниматься этим аспектом. Научно-теоретические принципы
классификации рассматриваются в главе 3.
В психологии личности долгое время доминировала классификация признаков с помощью
факторного анализа (R-Technik; ср. Kline, 1994); результатом этих исследований является
измерительная система свойств (см., например, Кеттел, Айзенк). Классификация индивидов не
получила большого распространения (Q'-, Q-Technik); еще меньшее значение имеют результаты О-
техники, которая генерирует типологию ситуаций. Различные возможности классификации
предоставляет Кеттел в своей ковариационной схеме (Amelang & Bartussek, 1990).
В клинической психологии и психиатрии есть классификация признаков и классификация
индивидов. Классификация признаков означает прежде всего попытки определить на базе
конфигурации симптомов и признаков категории более высокого уровня в форме синдромов. Индивиды
при этом описываются посредством профилей синдромов (сравнимых с профилями свойств).
Большинство методов обследования имплицитно представляют собой системы классификации
признаков (например, Freiburger Personlichkeits Inventar FPI).
Наряду с классификацией признаков в медицине особенно важны классификации индивидов в
форме диагнозов. Элементы диагностической системы, как правило, определяются иначе, чем классы
(например, класс национальностей), то есть не через необходимые и достаточные условия
принадлежности; диагнозы больше характеризуются достаточными условиями и, таким образом,
представляют собой типы. Типы — это геометрические центры тяжести в некоем пространстве
признаков, причем точных
границ между отдельными типами не существует. Принадлежность к
какому-то типу может задаваться на основе различных конфигураций данных (разного подбора
Hosted by uCoz