Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 947 
Next page End  

признаков), что и отличает тип от класса.
Для оценки клинической системы классификации имеют значение представленные в табл. 6.1
формальные и содержательные точки зрения.
Таблица 6.1. Критерии оценки для систем классификаций
- Цель классификации: средство коммуникации; инструмент исследования; категории терапии
(например, диагноз X1 лечат терапевтической формой Т1; диагноз Х2 — Т2); основа для статистики в
здравоохранении и т. д.
- Сфера действия: например, все расстройства/ болезни (МКБ-10); только психические
расстройства (DSM-IV);
личность в целом (например, big-five); частные сферы (например, аспекты
локуса контроля)
- Логика классификации: типы; классы; измерения
- Свойства классификации: отнесение к одной или нескольким категориям возможно — это
значит, что индивид может принадлежать только одной или нескольким категориям (ср. концепция
коморбидности, см. в тексте)
- Единицы классификации: индивиды (например, диагнозы); признаки (свойства, синдромы);
ситуации и т. д.
- Основа классификации (какие аспекты привлекаются для классификации): выбор плоскости
(см. главу 7): биологическая/ соматическая, психическая, социальная, экологическая. Использование
одной или нескольких плоскостей. Отдельные плоскости можно, в свою очередь, подразделять;
например, психическая плоскость: эмоции, поведение (включая достижения)
В диагностических системах часто различаются следующие аспекты: симптоматика; степень
тяжести расстройства; этиология (например МКБ-10: F0 органические, включая симптоматические
психические расстройства); течение (например, различия между биполярным аффективным
расстройством и депрессивными эпизодами в МКБ-10); терапия. Классификация представляет собой
нозологию,
когда нозологические единицы содержат одновременно данные о клинической картине,
течении, патогенезе, этиологии и эффекте терапии
- Источники данных для систем классификации: самонаблюдение; стороннее наблюдение;
аппаратные методы (см. главу 7); использование одного или нескольких источников данных
- Подбор категорий: клинически-комбинаторно (это значит, система составляется на основе
совокупных результатов исследования и практики; в конечном итоге все-таки она представляет собой
результат соглашения экспертных комиссий); теоретически (то есть единицы получаются из какой-то
теории; например, психоаналитическая теория неврозов); алгоритмически (единицы являются
результатом применения методов математической статистики, например факторного анализа,
кластерного анализа)
- Определение единиц: определения нет; текстовое описание категорий (чаще называется
глоссарий или справочник); каталог критериев с правилами объединения критериев (операциональная
диагностика; см. в тексте)
- Правила отнесения неклассифицированных объектов к категориям классификации: нет;
имплицитные правила в глоссарии (в описании приведены косвенно правила отнесения); эксплицитные
правила (на основании сформулированных условий принадлежности); математически-статистические
алгоритмы (ср. компьютерная диагностика посредством коэффициентов сходства; данные о
вероятности и т. д.)
- Формальная точность: надежность, в частности «межэкспертная» надежность (Interrater-
Reliabilitat) (согласие экспертов; объективность; см. в тексте)
- Критерии оценки теорий: точность, логическая последовательность; польза и т. д. Системы
классификации являются системами конструктов и поэтому подчиняются критериям образования
теорий. Хотя системы диагнозов не могут быть так же валидны, как тесты, все же иногда говорят о
валидации или валидности диагнозов (ср. Robins & Barrett, 1989)
Из-за множества аспектов оценки нельзя ответить на вопрос, какая система классификации
наилучшая вообще (ср. здесь проблему оценки теории). Тем не менее системы различаются между
собой своей приемлемостью в отношении отдельных критериев оценивания (формальная точность,
польза и т. д.).
2. Системы классификации индивидов с психическими расстройствами
Hosted by uCoz