Navigation bar
  Print document Start Previous page
 894 of 947 
Next page End  

Jacobson, 1988; Bradbury & Fincham, 1992). При сравнении супружеских пар выясняется, что при
нарушенных отношениях прежде всего атрибутируется негативное поведение партнера, а не
возникающее столь же часто позитивное поведение.
Поэтому во время супружеской терапии часто
наблюдается такой эффект: партнеры ставят на первое место неприятные способы поведения друг друга
и игнорируют или недооценивают позитивное поведение, приписывая его внешним обстоятельствам
или полагая, что партнер сделал что-либо хорошее ненамеренно, т. е. желаемое поведение партнера
приписывается нестабильным, внешним и специфическим факторам. И наоборот, значимость
негативного поведения сильно переоценивается, оно приписывается постоянным характеристикам
партнера и считается целенаправленным, т. е. оценивается как глобальное, стабильное и интернальное.
Паттерн атрибуции счастливых супружеских пар является таким же с точностью до наоборот. В этом
случае особенно высоко оценивается позитивное поведение партнера, объясняемое стабильными
качествами партнера и целенаправленными действиями, в то время как влияние негативного поведения
сводится на нет и приписывается внешним и изменяющимся обстоятельствам.
При проведении супружеской терапии необходимо иметь в виду, что недостаточно просто
обучить клиентов позитивным способам поведения (см. ниже), так как терапевтический эффект может
быть подорван из-за наличия у партнера определенного паттерна атрибуции (например, «Он мил со
мной только потому, что ему это порекомендовал психотерапевт»). Чтобы этого избежать, необходимо
устранить деструктивные процессы атрибуции и иррациональные убеждения, блокирующие позитивное
развитие отношений, и развить у клиентов с помощью когнитивного переструктурирования
конструктивные, благоприятствующие отношениям когнитивные паттерны (см. главу 22). В табл. 41.2.2
описаны десять стратегий переструктурирования на примере конфликта из-за «тюбика зубной пасты»
(см. Revenstorf, 1985, 1987).
Таблица 41.2.2. Десять стратегий переструктурирования для автокомментариев:
-
Обесценивание партнера:
«Не волнуйся. Он абсолютно не способен думать систематично»
(презрение).
-
Отвлечение:
«В данный момент есть более важные вещи, чем обсуждать место, где должна
лежать зубная паста» (равнодушие).
-
Дистанцирование:
«Если я через 20 лет подумаю об этом дне и этом происшествии, то я над
ним только посмеюсь и найду его малозначащим» (равнодушие).
-
Повышение толерантности:
«Было бы полным абсурдом предположить, что два человека
должны соответствовать ожиданиям другого вплоть до мелочей» (доброжелательность).
-
Вызов:
«Мы часто ссоримся из-за таких мелочей, как эта. Я напрасно пытаюсь ему что-то
растолковать. Возможно, мне стоит попробовать нечто иное. В следующий раз я зубную пасту спрячу»
(любопытство).
-
Повышение чувства собственного достоинства:
«Есть множество других случаев, когда он
показывает, что любит меня» (внимание).
-
Позитивная интерпретация:
«Косвенно он тем самым хочет показать, что он во мне
нуждается» (удовлетворение).
-
Принятие ответственности на себя: «Уж очень я педантична, а ведь это не просто сделать все
так, чтобы мне понравилось» (снисходительность).
-
Перспектива другого:
«Ему зачастую бывает трудно во всем мне угодить, вероятно, это
приводит его в замешательство» (понимание).
-
С позиции помощи: «Он, вероятно, хотел бы избежать этого спора, но не может прыгнуть выше
своей головы. Скорее всего, мне стоит немного пойти ему навстречу» (поддержка).
4.5. Уровень действий
Партнеры не смогли бы найти друг друга и остаться вместе, если бы — по крайней мере, в
начале отношений — поведение одного из них не могло бы сделать счастливым другого. С точки зрения
теории поведения это означает, что друг друга притягивают такие партнеры, которые могут обеспечить
друг друга аттрактивными подкрепляющими стимулами, и что перспектива и в будущем получать такое
подкрепление влияет на решение вступить в длительные отношения. Ценность, которую при этом в
глазах определенного индивида приобретает конкретное подкрепление, зависит от его личной истории
научения и его генетических диспозиций. Выигрыш, получаемый каждым партнером в результате
подкрепления, может иметь как внешний фокус — в виде роста статуса и престижа, так и внутренний
Hosted by uCoz