Navigation bar
  Print document Start Previous page
 895 of 947 
Next page End  

— в виде эмоциональной поддержки, чувства, что тебя понимают, сексуального удовлетворения.
Почему парам так трудно удержаться в этом счастливом состоянии, в котором они дают друг
другу то, что им кажется ценным и достойным того, чтобы к нему стремиться? Кристенсен, Джекобсон
и Бэбкок (Christensen, Jacobson & Babcock, 1995) описали четыре процесса, которые вносят свой вклад в
возникновение и развитие расстройств отношений.
Во-первых, даже самые прекрасные вещи в жизни утрачивают привлекательность из-за
постоянного повторения. То, что в начале любви было новым и волнующим, превращается вследствие
постепенного привыкания в будничную рутину, и если пара располагает только ограниченным набором
подкрепляющих стимулов и больше не расширяет его, возникает опасность, что отношения будут
переживаться как неудовлетворительные. Во-вторых, между партнерами — независимо от того,
насколько хорошо они друг другу подходят, — в результате постоянной совместной жизни проявляются
определенные противоречия, которые не воспринимались в фазе влюбленности или рассматривались
как несущественные, но которые приобретают при ежедневных контактах опасную взрывную силу. В-
третьих, существуют такие противоречия или несовместимости между партнерами, которые возникают
только с приобретением опыта совместной жизни. Так, пара может быть единодушна в своем желании
иметь ребенка и обладать схожими представлениями о его воспитании. Но когда ребенок появляется, то
это может вызывать у обоих партнеров непредвиденные психические процессы, которые проявляются в
различных представлениях и желаниях. В-четвертых, противоречия между партнерами могут
возникнуть в результате индивидуальной истории развития одного из них, например если жена стала
уделять больше времени карьере, а не семье.
Каждый из этих четырех процессов, по крайней мере для одного из партнеров, сопряжен с
лишением подкрепления или даже воспринимается как наказание. И так как ни один человек не
откажется добровольно от приятных ему вещей, то в этой стадии отношений часто начинает
действовать замкнутый круг аверсивного контроля,
как описал это Паттерсон (Patterson, 1982) для
коммуникативных процессов в семье с нарушенными отношениями. В ситуациях, когда партнеры не
согласны друг с другом, они начинают давить на другого или принуждать его к чему-либо, пытаясь
заставить его сдаться. Примерами аверсивного контроля являются уход в себя, слезы, лишение любви,
вызов в другом чувства вины и так далее вплоть до применения физической силы. Если один из
партнеров действительно уступает, это действует на обоих партнеров как подкрепление: для
уступающего — как негативное, а для «победителя» — как позитивное, что повышает вероятность
повторения этого паттерна поведения. Все же уступающий партнер, вероятно, не захочет оставаться в
этой роли навсегда и поэтому со своей стороны будет искать возможности оказывать давление на
другого. Так возникает состояние обоюдного аверсивного контроля, как правило, оба партнера
располагают чрезвычайно эффективным репертуаром методов, способных задеть все слабые места
другого.
Этот процесс можно наблюдать и во время коммуникации, где контроль осуществляется чаще
всего за счет критики или отсутствия интереса к партнеру во время разговора. Так, исходя из поведения
во время разговора какой-либо пары можно сделать вывод о распределении сил в их отношениях
(Whisman & Jacobson, 1990). При этом доминирование одного из партнеров может выражаться в двух
формах: или в говорении, когда он говорит значительно больше другого, не интересуясь тем, насколько
тому интересна данная тема, или в неслушании другого, когда он явно не заинтересован в том, что
рассказывает другой, но и не меняет тему.
Было установлено (Singer, Wynne & Toohey, 1978), что в семьях с нарушенными супружескими
отношениями возникает определенный вид коммуникативной девиации,
которая выражается в
недостаточном учете интересов и особенностей партнера и в недостатке «взаимной валидизации».
Многие авторы констатируют, что нарушенные отношения характеризуются неспособностью партнеров
конструктивно решать проблемы и конфликты. Чтобы внести изменения в нарушенные отношения,
традиционная поведенческая супружеская терапия прибегает в основном к двум стратегиям: к обмену
обоюдно подкрепляющими способами поведения и к коммуникативному тренингу и тренингу решения
проблем.
При обмене обоюдно подкрепляющими способами поведения стремятся как можно быстрее
эмоционально разгрузить супружескую пару, увеличивая частоту возникновения позитивного, т. е.
подкрепленного и подкрепляющего поведения, и одновременно снижая частоту возникновения
негативного, т. е. наказывающего поведения.
Для того чтобы достичь этого, психотерапевт сначала вместе с клиентами идентифицирует
соответствующие действия и способы поведения и потому, что легче повысить частоту поощрения, чем
Hosted by uCoz