Navigation bar
  Print document Start Previous page
 896 of 947 
Next page End  

снизить частоту наказания, изыскивает прежде всего ресурсы супружеской пары, т. е. вещи, которые
воспринимались бы, по крайней мере одним из партнеров, как удовлетворительные, прекрасные или
дающие удовольствие и которые могли бы быть предоставлены другим партнером, например
комплименты, одобрение, нежность, жесты, преисполненные любовью. Эти ресурсы активируются с
помощью сравнительно директивного похода до тех пор, пока обмен желательными способами
поведения в процессе позитивной обратной связи не будет поддерживаться самостоятельно за счет
обоюдного подкрепления. Кристенсен, Джекобсон и Бэбкок (Christensen, Jacobson & Babcock, 1995)
предлагают действовать в три этапа:
1) Перечень желаний:
сначала каждый сосредоточивается на том, в чем нуждается партнер,
чтобы лучше чувствовать себя в супружеских отношениях, и что он может для этого сделать. Благодаря
этому клиент выходит из роли «истца» и принимает роль того, кто располагает необходимыми
умениями для оказания положительного влияния на отношения.
2) Реализация:
на втором этапе речь идет о том, чтобы реализовать перечень желаний в
конкретных поступках. Одновременно партнеры могут прямо высказывать свои желания. Однако в
каждом случае тому, кто выполняет желание, необходимо предоставить возможность самому решить,
какие желания и когда он будет выполнять. Эта свобода выбора благоприятно влияет на согласие и, с
другой стороны, повышает вероятность того, что продемонстрированное поведение будет позитивно
воспринято адресатом.
3) Подкрепление:
партнеры очень быстро отказываются от усилий сделать другому что-то
хорошее, если не встречают никакой позитивной реакции реципиента. Поэтому необходимо следить за
тем, чтобы доброжелательные действия оценивались по достоинству и тем самым подкреплялись, тогда
позитивный обмен будет действовать постоянно.
Метод обмена обоюдно подкрепляющими способами поведения нацелен на то, чтобы у
супружеской пары как можно скорее появился позитивный опыт, который мотивировал бы их к
дальнейшему улучшению отношений. Задания, даваемые психотерапевтом супругам, фактически
выполняются ими дома в промежутках между сеансами (см. табл. 41.2.3) и затем обсуждаются с
психотерапевтом. Если на этом остановиться, то быстрое улучшение хотя и наступит, но обесценится
высокой степенью риска рецидива, так как партнеры не располагают фундаментальными стратегиями
решения проблем.
Таблица 41.2.3. Домашние задания, ориентированные на действия
- Наблюдение за приятным поведением партнера.
- Желание побаловать партнера (один день в неделю, запланированно).
- Разрешение конфликтных ситуаций совместными усилиями (согласно схеме направленного
диалога).
- Активизация общих ресурсов (досуг, спорт, культурные мероприятия, игры, отношения).
- Поэтапный тренинг нежности: с целью дифференциации сексуальности (sensate focus, см.
ниже).
Поэтому поведенческая супружеская терапия содержит в качестве второй компоненты
коммуникативный тренинг и тренинг решения проблем (см. главу 22), ориентированный в отличие от
обмена обоюдно подкрепляющими способами поведения на процесс. При этом тренинге
основополагающих умений изменения происходят не так быстро, но он обладает высокой
профилактической ценностью.
Чтобы развить у супругов способность конструктивного решения конфликтов и проблем,
разработано и апробировано достаточно много программ развития коммуникативных навыков (см.
Hahlweg, Schindler & Revenstorf, 1981).
Очень полезен так называемый метод активного слушания (Schindler, Hahlweg & Revenstorf,
1980), при котором собеседники учатся меняться ролями и слушать друг друга, чтобы только потом
занять ту или иную позицию. Это слушание предполагает обобщенное изложение того, что было
сказано собеседником. Благодаря этому говорящий имеет возможность проверить, действительно ли
дошло до собеседника то, что он хотел выразить. Формально это представляет собой следующую
последовательность:
(1) Партнер А — Сообщение.
(2) Партнер Б — Обобщение.
(3) Партнер А — Коррекция (по необходимости).
Hosted by uCoz