Navigation bar
  Print document Start Previous page
 897 of 947 
Next page End  

(4) Партнер Б — Сообщение (например, высказывание своего мнения по поводу 1).
(5) Партнер А — Обобщение.
(6) Партнер Б — Коррекция (по необходимости).
По этой схеме можно сравнить намерение и следствие сообщения (1/2 или 4/5). Слушатель
учится также различать понимание и реагирование (2 и 4). Как показывает опыт, эскалация возбуждения
возникает из-за того, что говорящий чувствует себя неправильно понятым и приводит все новые и более
сильные аргументы. В свою очередь, слушатель чувствует себя уязвленным и пытается с помощью
защиты и оправданий опровергнуть высказывания оппонента. Этого можно избежать с помощью
вышеупомянутых действий.
Второй коммуникативный навык касается выражения критики без взаимных обвинений. В
общем, в споре всегда есть элементы критики, но зачастую они преподносятся как объективные
возражения. Например: «Мне по утрам приходится убирать твои оставшиеся с вечера окурки, это
безобразие». Здесь мог бы помочь так называемый тренинг Я-посланий. Что-нибудь вроде следующего:
«Я чувствую себя униженной, когда мне приходится по утрам убирать твои окурки, оставшиеся с
вечера, так как при этом я кажусь себе твоей уборщицей».
Активное слушание и критика, не содержащая обвинений, равным образом как и высказывание
конкретных желаний вместо общих требований, могут быть объединены в направленном диалоге,
нацеленном на решение конфликтов. Этот диалог подразделяется на семь фаз:
1) Представление проблемы по схеме активного слушания и критики без обвинений.
2) Представление желаний по схеме активного слушания.
3) Поиск возможных решений (мозговой штурм).
4) Конкретизация (места, обстановки, времени и т. п.).
5) Достижение договоренностей относительно взаимных действий и желаний — возможно, с
помощью контракта.
6) Поощрение (взаимное или независимое друг от друга; может отсутствовать).
7) Проверка договоренностей (возможно, их пересмотр).
Психотерапевт структурирует диалог и следит за тем, чтобы никто из обоих партнеров не
предъявлял чрезмерных требований, чтобы оба собеседника высказывали свои чувства, договоры были
перспективными и чтобы обсуждаемые предметы оставались релевантными для данной пары.
Существует ряд приемов, способных помочь устранить возможные трудности при проведении такого
диалога, они приведены в табл. 41.2.4.
Таблица 41.2.4. Терапевтические приемы во время ведения направленного диалога
A) Прямые рекомендации поведения:
Следование правилам (активное слушание, критика без обвинений).
Подведение итогов: обоим партнерам предлагается оценить, насколько далеко в данный момент
зашла их дискуссия.
Поддерживающие мероприятия: невербальная сигнализация одному из партнеров о поддержке,
например изменение позы; вербальная — проявление сочувствия или критика.
Двойное формулирование (суггестия).
Предложения,
подчеркивающие выражение эмоций. Спросить одного из партнеров, не
нуждается ли он в какой-либо помощи партнера, чтобы выполнить определенные требования.
Б) Дистанцирование:
Изменение роли:
один из партнеров должен изобразить, как должен в той или иной ситуации
вести себя другой.
Триангуляция: при угрозе эскалации возбуждения разговор ведется через психотерапевта.
Пауза,
прерывание. Стулья, на которых сидят спорящие, переставляются, и тем самым
зрительный контакт прерывается, так что партнеры могут общаться только вербально. Психотерапевт
предлагает описать или изобразить в виде сценки, как воспринимают в данный момент отношения тот и
другой.
B) Парадоксальные приемы:
Сеанс прерывается и пациентам предлагается вернуться к предыдущему упражнению («слишком
быстро выполнили»).
Катастрофизация проблемы для того, чтобы участники перестали рассматривать ее в чересчур
драматичном свете.
Реинтерпретация спора, например, как интереса и т. п.
Hosted by uCoz