Navigation bar
  Print document Start Previous page
 898 of 947 
Next page End  

Самообесценивание психотерапевта: веселое признание в том, что он перенапрягся.
Фантазирование о расставании:
оба, сидя на стульях спиной друг к другу, представляют, как
они расстались, и стараются пережить в фантазии возможные ощущения: через день, месяц, год, 20 лет,
а затем перед смертью оглядываются назад и выясняют, нужно ли было тогда расставаться.
Эффективность обеих компонент неоднократно подтверждалась исследованиями (см. Hahlweg,
Schindler & Revenstorf, 1981; Jacobson, 1984). Оказалось, что комбинация обоих методов превосходит
применение любой из этих компонент по отдельности.
И обмен обоюдно подкрепляющими способами поведения, и коммуникативный тренинг, и
тренинг решения проблем нацелен на изменения, а следовательно, и на способность супружеской пары
к адаптации, компромиссам и кооперации. Исходя из наблюдения, что способность к адаптации и
готовность к изменениям в большинстве отношений ограничены, Кристенсен, Джекобсон и Бэбкок
(Christensen, Jacobson & Babcock, 1995) предложили интегрировать в терапию третий компонент,
который они обозначили как принятие.
Этот новый подход направлен на то, чтобы принять такие
конфликты, с которыми не удается совладать даже с помощью терапевтической поддержки. Принятие
происходит, когда жалующийся партнер перестает желать изменить другого. Чтобы способствовать
этому процессу, авторы разработали четыре стратегии:
1) Формирование эмпатического стиля ведения дискуссии, обращение с проблемой как с общим
врагом, от которого страдают оба партнера. Если это удается, то партнеры могут обсудить свои
трудности без взаимных обвинений и по принципу «разделенное горе — уже половина горя» ближе
сойтись в обсуждении проблемы и эмпатически объединиться для ее решения. Причина, вызвавшая
конфликт и стоявшая изначально между партнерами, становится источником новой близости.
2) Внутреннее дистанцирование от проблемы, например благодаря юмору или за счет
объективного анализа типичного развития проблемной ситуации. Пара учится воспринимать
деструктивные взаимодействия до определенной степени с позиции наблюдателя и оставаться
эмоционально сдержанными в тяжелых ситуациях, благодаря чему конфликт еще больше
экстернализуется и смягчается.
3) Повышение толерантности к негативному поведению партнера. Это может произойти, если
психотерапевт укажет на позитивные стороны проблемы или если будет изменен контекст, в котором
обычно возникает негативное поведение. Чтобы этого достичь, психотерапевт может попросить
супругов «разыграть» проблемное поведение и реакцию на него в нейтральной ситуации, что, как
правило, обесценивает значение негативного поведения.
4) Получение большей независимости за счет того, что партнеры учатся лучше заботиться о себе
сами. Если индивид может удовлетворить свои потребности независимо от партнера, он чувствует себя
в меньшей степени зависимым от него и поэтому может легче принять недостатки партнера.
С терапевтической точки зрения в этом подходе интересен известный из гештальт-терапии
парадокс изменения: так как хотя стратегии и направлены на то, чтобы партнер был принят таким,
каков он есть, в большинстве случаев, благодаря тому что отказываются от желания изменить партнера,
возникает готовность к позитивному изменению. Кроме того, принятие предполагает изменение на
когнитивном уровне: индивид принимает то, что нельзя изменить, меняя свой образ мыслей и по-
другому оценивая проблему.
Описанные методы интервенции позитивно воздействуют на отношения даже в том случае, если
психотерапия проводится индивидуально, ибо, в принципе, речь идет о навыках конкретной личности.
Они могут использоваться и для терапии супругов, и для улучшения отношений между родителями и
ребенком или между детьми начиная с определенного возраста. Таким образом, они не специфичны для
супружеской терапии, хотя чаще всего применяются именно в ней.
4.6. Уровень сексуальных отношений
Сексуальное поведение является естественной функцией человека и управляется в основном
рефлекторными реакциями организма. Однако эта естественная сексуальная функция может быть
нарушена или заторможена из-за воздействия многочисленных факторов, имеющих физиологическую,
психическую, межличностную, культурную или просто ситуативную природу. Поскольку установлено,
что в основе сексуальных реакций лежат биологические процессы, то при лечении сексуальных
расстройств речь идет в меньшей степени о научении желательным реакциям, а скорее о распознании и
устранении ограничений и блокировок, мешающих самостоятельному развитию естественного
Hosted by uCoz