Navigation bar
  Print document Start Previous page
 910 of 947 
Next page End  

наблюдения за ходом уроков (прим. 42.1.1).
Примечание 42.1.1. Система наблюдений за ходом уроков
Система наблюдений предусматривает учет шести категорий, по которым распределено 210
событий взаимодействия между учителями и учениками, специфического для урока. Наблюдение
ведется за следующими аспектами:
- участие учеников в постановке целей (например, учитель объясняет цель запланированной
деятельности; ученики объясняют цель деятельности);
-
структура заданий (например, одинаковые задания для всех учеников; различающиеся по
сложности задания для различных учеников);
- доступ к информации (например, информация исходит от учителя);
- рабочий и учебный процессы (например, ученики кооперируются в малые группы);
- применение результатов (например, результаты использовать невозможно);
- оценка результатов и учебного процесса (например, отметки, выставляемые учителем;
собственная оценка).
Данные наблюдений позволяют получить шесть характеристик общей учебной ситуации: ученик
как конкретный обучающийся; ученик как автономный кооперирующийся обучающийся; учительский
контроль; индивидуальное научение, контролируемое учителем; контролируемая учителем работа в
малых группах; открытость учителя для инициатив, исходящих от учеников.
---
В качестве социометрического инструмента для системных исследований годится метод
SYMLOG (Ein System fur die mehrstufige Beobachtung von Gruppen — система для многоступенчатого
наблюдения за группами) (Bales, Cohen & Williamson, 1982). Социальная ситуация реконструируется с
помощью наблюдений за поведением каждого индивида во время социального взаимодействия. При
этом наблюдаемое поведение либо упорядочивается по определенным категориям (например, «вверх»,
т. е. оказывающее влияние), либо оценивается ретроспективно (рейтинговый метод) с помощью «списка
прилагательных». В последнем случае каждый член группы оценивается по 26 пунктам по
пятибалльной шкале (никогда — редко — иногда — часто — всегда). Например, категория «вверх»
(«Aufwarts»-Kategorie) представлена пунктом «активный, доминирующий, много говорит», а
«позитивная» категория («Positiv»-Kategorie) — пунктом «дружелюбный, партнерский».
4. Литература
Bales, R. F., Cohen, S. P., & Williamson, S. A. (1982). SYMLOG. Ein System fur die mehrstufige
Beobachtung von Gruppen. Stuttgart: Klett-Cotta.
Brocher, T., & Kutter, P. (Hrsg.). (1985). Entwicklung der Gruppendynamik. Darmstadt:
Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
Brunner, E. J. (1986). Grundfragen der Familientherapie. Systemische Theorie und Methodologie.
Berlin: Springer.
Brunner, E. J., Serra, E., & Schuker, W. (1988). Schulleistungen und
familialer
Hintergrund.
Systemische Analysen einer empinschen Untersuchung. Bericht Nr. 20 aus der Abteilung Padagogische
Psychologie des Instituts fur Erziehungswissenschaft der Universitat Tubingen.
Dornbusch, S. M., Glasgow, K. L. & Lin, I. (1996). The social structure of schooling. Annual Review of
Psychology, 47, 401-429.
Guttman, H. A. (1985). Epistemologie, Systemtheorien und die Theorie der Familientherapie. Zeitschrift
fur systemische Therapie, 3, 13-20.
Hennig, C, & Knodler, A. (1985). Problemschuler
Problemfamilien. Praxis des systemischen
Arbeitern mit schulschwierigen Kindern. Munchen: Psychologie Verlags Union.
L'Abate, L. (1985). Uber Paradoxa hinaus: Aspekte der Kontrolle. Zeitschrift fur systemische Therapie,
3, 60-68.
Lewin, K., Lippitt, R., & White, R. K. (1939). Patterns of aggressive behavior in experimentally created
social climates. Journal of Social Psychology, 10, 271-299.
Maturana, H. (1982). Biologie der Sprache: Die Epistemologie der Realitat. In H. Maturana (Hrsg.),
Erkennen: Die Organisation und Verkorperung von Wirklichkeit. (S. 236-271). Braunschweig: Vieweg.
Minuchin, S. (1983). Familie und Familientherapie. Theorie und Praxis struktureller Familientherapie.
Hosted by uCoz