Navigation bar
  Print document Start Previous page
 911 of 947 
Next page End  

(5. Aufl.). Freiburg: Lambertus.
Rosenholtz, S. J. (1991). Teachers' workplace: The social organization of schools. New York: Teachers'
College Press.
Smylie, M. A. (1994). Redesigning teacher's work: Connections to the classroom. In L. Darling-
Hammond (Ed.), Review of research in education (Vol. 20, pp. 129-177). Washington: AERA.
Stapf, K. H., Herrmann, Th., Stapf, A., & K. H. Hacker (1972). Psychologie des elterlichen
Erziehungsstils. Bern: Huber.
Stern, D., & Huber, G. L. (Eds.) (1997). Active learning for students and teachers. Frankfurt: Peter
Lang.
Sullwold, F. (1983). Padagogische Diagnostik. In K.-J. Groffmann, & L. Michel (Hrsg.), Intelligenzund
Leistungsdiagnostik. Enzyklopadie der Psychologie (B/II/2, S. 307-386). Gottingen: Hogrefe.
Tausch, R., & Tausch, A.-M. (1991). Erziehungspsychologie (10. Aufl.). Gottingen: Hogrefe.
Vinovskis, M. A. (1996). An analysis of the concept and uses of systemic educational reform. American
Educational Research Journal, 33, 53-85.
42.2. Школьные нарушения: интервенция
Эвальд Йоханнес Бруннер и Гюнтер Л. Хубер
Прежде чем мы приступим к обсуждению конкретных возможностей интервенции на основе
схем системного анализа, сделаем одно важное замечание относительно выбранной ориентации: теория
систем является прежде всего метатеорией, которая позволяет получить общую картину нарушений в
школе. В этом смысле системный подход является описательным и еще ничего не говорит о причинах
того или иного школьного нарушения. Если же необходимо объяснить причинные взаимосвязи
наблюдаемых феноменов, то следует привлечь психологические теоретические концепции,
объясняющие школьные нарушения. При этом наряду с классическими теоретическими концепциями
(глубинная психология, поведенческая терапия, разговорная психотерапия) в последнее время
появилась системная терапия.
Необходимо сделать и второе предварительное замечание: при системном анализе, как и при
других психологических подходах, возникает опасность, что психологические конструкты или
высказывания, получаемые с помощью этих конструктов, могут неправильно пониматься как реально
существующее положение вещей. Но фактически речь идет всего лишь об абстрагировании
наблюдений, а не об овеществленных свойствах (verdinglichte Eigenschaften).
1. Определение и описание проблем
Успех системного вмешательства в большой мере зависит от того, насколько хорошо была
предварительно проанализирована проблемная система. Поэтому при наличии школьных нарушений
считается необходимым как можно точнее описать соответствующие системные связи. Прежде всего
необходимо выяснить, как определить проблемную систему: какие лица входят в ее состав? В каких
отношениях друг с другом состоят эти лица? Какие паттерны коммуникации наблюдаются? Какие
системные уровни привлекаются к анализу (управление школой, дирекция школы, преподавательский
состав, система учителя—ученики, система учителя—родители, и т. д.)? Приведем пример.
Многие учителя одной из школ постоянно жалуются на один невыносимый школьный класс.
Проводить занятия в нем очень тяжело из-за того, что в классе всегда шумно, из-за недостаточной
собранности учеников и постоянных стычек между ними. Обратились за помощью к школьному
психологу. Учителя ждали от него рекомендаций относительно того, как наладить контакт с этим
классом.
Системный анализ можно уже начать, отталкиваясь от этого краткого наброска создавшейся
ситуации, но все же необходима еще дополнительная информация. Во-первых, за помощью к третьему
лицу (психологу) обратилась определенная группа учителей. Во-вторых, учителя определили проблему
следующим образом: они объявили этот класс «нарушителем спокойствия». Задание учителей
психологу звучало так: «Мы хотим, чтобы Вы нам помогли прекратить эту психологическую войну с
классом». Однако адекватное описание системы включает в анализ еще и другие перспективы (табл.
42.2.1).
Hosted by uCoz