Navigation bar
  Print document Start Previous page
 919 of 947 
Next page End  

непосредственный контакт. И здесь справедливо уже вышеупоминавшееся высказывание Сельвини
Палаццоли и др. (Selvini Palazzoli et al., 1978) о том, что успешная интервенция может быть
сосредоточена на некоторых участниках системы или на подсистемах. Совместная деятельность
учителей и родителей, принимающих участие в конфликте, могла бы заметно разрядить ситуацию.
Взаимосвязь родительского дома и школы в случае конфликта зачастую относится к системе,
состоящей из одного учителя и одного ученика. Если учитель не справляется с каким-либо конкретным
учеником, то это может означать (в смысле вышеупомянутой триангуляции) наличие скрытого
конфликта между этим учителем и родителями ученика. В качестве примера представим себе случай,
когда вследствие чрезмерных родительских ожиданий относительно успеваемости своего ребенка
приходит в действие следующий порочный круг: ученик не соответствует завышенным ожиданиям
родителей, родители недовольны своим ребенком и обвиняют учителя, который защищается от обиды,
нанесенной родителями, отвергая ученика, нарушенные отношения между учителем и учеником
проявляются в дальнейшем ухудшении успеваемости ученика, родители вновь обвиняют учителя и т. д.
В таком случае интервенция целесообразна только при привлечении третьего нейтрального лица.
Системные психотерапевты апробировали целый ряд стратегий интервенции. Системный
психотерапевт может попытаться свести для общего разговора учителя и родителей, участвующих в
конфликте (при необходимости может быть привлечен и ученик), чтобы найти решение конфликта,
удовлетворяющее всех участников системы (Foster, 1984; Christian, 1990; Widerman & Widerman, 1995).
При известных обстоятельствах для разрешения конфликта между учителем, учеником и
родителями ученика можно посоветовать системному психотерапевту подойти к дисфункциональным
отношениям между учителем и родителями следующим образом: установить — с согласия
конфликтующих сторон — контакт отдельно с системой семьи и отдельно с учителем; нарушенные
отношения между родителями и учителем при этом прерываются на определенный период времени
(тоже с согласия участников). После прояснения конфликта между родителями и ребенком вновь
восстанавливается контакт между родителями и учителем (Lusterman, 1985). При этом необходимо
обращать внимание на обусловленные контекстом препятствия, оказывающиеся на пути кооперации
родителей и учителя (Ware, 1994).
4. Оценка системной интервенции в школе
Методы интервенции, апробированные в семейной или системной терапии, — за редким
исключением — до сих пор почти не оценены, хотя они и проявили себя как эффективные (Grawe,
1992). Соответственно не существует и исследований, производящих оценку системных интервенций в
условиях школы, рассматриваемых в этой главе.
В некоторой степени это объясняется тем, что терапевтический подход в школе, включающий
учителей, педсовет и/или школьное руководство, в известной степени является табу. Более
существенны трудности методологической природы: социальные системы, например системы
«учителя—ученики» очень сложны; дисфункциональные паттерны коммуникации, например, которые
могут быть восприняты сторонним наблюдателем и которые нуждаются в изменении, очень сложно
выявить обычными методами психодиагностики. Это видно уже при попытке выявления диадической
коммуникации. Исследования коммуникаций, включающие в свой анализ более двух индивидов,
требуют преодоления еще больших методических препятствий. При интеракции учителя и ученика речь
идет не только об анализе вербального и невербального коммуникативного обмена отдельных
участников системы, но и о взаимовлиянии на многих уровнях системы.
Есть и еще одно методологическое препятствие: системный подход делает необходимым анализ
процессов рекурсивной каузальности (например, контур позитивной обратной связи). В результате
возникает необходимость, чтобы соответствующие оценочные исследования учитывали процесс, а не
только результат.
Названные трудности, вместе взятые, и объясняют тот факт, почему до сих пор не существуют
исследования эффективности системных интервенций в школе; они, однако, крайне необходимы (см.
Brunner & Huber, 1989).
5. Литература
Aronoff, J. & Wilson, J. P. (1985). Personality in the social process. Hillsdale: Erlbaum.
Brunner, E. J. (1981). Akzeptieren und Verstehen. Ein Ubungsbuch fur Lehrer und Schuler. Munchen:
Hosted by uCoz