Navigation bar
  Print document Start Previous page
 927 of 947 
Next page End  

1996).
Примечание. Между причинами/промежуточными переменными и следствиями, расположенными друг
против друга в одной строке таблицы, нет прямой связи. Следствия из правого столбца могут
вызываться различными причинами.
В прим. 43.1.1 представлен метод анализа стресса на работе. Относительно анализа стрессов
Бюссинг (Bussing, 1992) показал, как можно провести стандартизированный «анализ деятельности в
состоянии стресса» на всех рабочих местах различных отделов организации и соединить его с
качественными данными; таким образом, можно провести анализ влияющих на здоровье дисбалансов
организации на основе анализа индивидуальной деятельности. Его стратегия исследования может быть
применена для одномоментного сбора данных о стабильных организационных дисбалансах или в
лонгитюдных исследованиях для выявления динамических дисбалансов.
Примечание 43.1.1. Инструмент для анализа стресса на работе
Метод/наименование
Инструмент для анализа стресса на работе (Instrument zur stre?bezogenen Arbeitsanalyse; ISTA;
Semmer, Zapf & Dunckel, 1995; 1997)
Область применения
ISTA разработан в начале 80-х годов и включает в себя релевантные для стресса аспекты работы
(стрессоры, требования и ресурсы) в области практических задач, требований кооперации и социальных
требований. Он служит для оценки основных проблем, связанных с перегрузками, но не для
углубленного анализа (необходимого в последующем). Разработанная изначально для рабочих мест в
промышленности современная структура этого метода содержит наряду с общими оценочными
требованиями еще и требования, относящиеся к специфическим рабочим местам (например, к работе в
офисе или преподавательской деятельности).
Теоретическую основу составляют психология действий и исследования стресса — стрессоры
касаются прежде всего нарушений регуляции действий.
Структура метода
-
В его основе лежит опросник, основанный на собственной оценке и на сторонней оценке
(специалистами-аналитиками по рабочим местам). Перед применением метода участникам необходимо
пройти тренинг, обучающий оцениванию (анализ требований, ошибочные суждения, техника опроса и
т. п.). На анализ одного рабочего места отводится 2-2,5 часа.
- Пример пункта из шкалы «свободное время в течение рабочего дня»: «На какое время в течение
рабочего дня Вы можете покидать свое рабочее место? (совсем не могу; до 5 минут; от 5 до 15 минут; от
15 до 30 минут; от 30 минут до 1 часа; больше часа)».
- Пример пункта из шкалы «неясность»: «Как часто Вы получаете нечеткие указания? (очень
редко/никогда; редко — примерно 1 раз в месяц; изредка — примерно 1 раз в неделю; часто —
несколько раз в неделю; очень часто — по несколько раз за день)».
- Последняя на сегодняшний день пятая версия содержит 19 шкал (степень сложности работы и
требования к квалификации; вариативность; свобода действий; участие; свободное время в течение
рабочего дня, неясность; проблемы, связанные с организацией работы; перерывы в работе; опасность
травматизма; однообразная перегрузка; перегрузки со стороны окружающей среды; требования к
концентрации внимания; нехватка времени; коммуникативные возможности; требования к кооперации;
недостаточная кооперация; возможности для кооперации; уровень эмоционального напряжения на
рабочем месте, оценка профессиональных качеств коллегами и уважение.
Критерии качества
-
Надежность. Для шкал согласованность лежит между 0,58 и 0,98. Согласованность оценок при
сторонних оценках лежит между 0,44 и 0,87, т. е. выше, чем согласованность собственная
оценка/сторонняя оценка.
-
Валидность. Собственная оценка и сторонняя оценка коррелируют в пределах 0,23 и 0,54, что
говорит об удовлетворительной специфике обоих подходов.
-
Нормы. Ввиду неизбежной специфики вопросов и оценок до сих пор не существует
общепринятых норм. ISTA в ряде эмпирических исследований доказал свою валидность в качестве
инструмента для оценки взаимосвязи между стрессорами и психосоматическими нарушениями.
---
Hosted by uCoz