Navigation bar
  Print document Start Previous page
 933 of 947 
Next page End  

системы внутри организации, а также из различения стабильного /динамичного состояния
неравновесия.
2.1. Корригирующая и профилактическая интервенция
Улих (Ulich, 1994, S. 146) различает три основные стратегии организации труда:
-
корригирующая организация труда с целью коррекции существующих недостатков;
-
профилактическая организация труда с целью избегания травм и вредных последствий для
здоровья;
-
проспективная организация труда с целью создания возможностей для развития личности.
Корригирующие стратегии начинают обычно применять уже после того, как в производственной
системе возникли нарушения или вредные последствия для здоровья, связанные с существенными для
организации расходами. В качестве примера можно привести введение грузоподъемных механизмов для
выполнения задач, сопряженных с поднятием больших тяжестей, после того как было зарегистрирован
большой процент сотрудников, обратившихся к врачу из-за болей в спине. Если, напротив, уже на
стадии проекта системы предприятия была предусмотрена организация рабочего места, исключающая
травматизирующие и вредные последствия для здоровья, это уже будет «профилактическая организация
труда». Пример этому запланированное уже в стадии проекта применение грузоподъемных механизмов
и тренинг поднятия тяжестей, позволяющие избежать в дальнейшем проблем со спиной. Если речь идет
не только об уменьшении или избегании болезней и их психосоциальных последствий, но и о
позитивном содействии развитию личности, например за счет создания пространства для действий, то
Улих говорит о «проспективной организации труда».
Основное значение характеристик трудовой деятельности (свобода действий, перегрузки,
ресурсы) для поддержания эффективности производства ставит клинико-психологическую
интервенцию в узкие рамки — особенно профилактическую интервенцию. То, что клинико-
психологическое консультирование и вмешательство непосредственно приводит, например, к
уменьшению «давления сроков», нужно рассматривать скорее как исключение, а не как правило. Скорее
следует ожидать центрированных на индивиде мероприятий, которые после произошедшего нарушения
(например, вследствие инфаркта) направлены на изменение норм эффективности или на улучшение в
профилактических целях компетентности сотрудников в совладании с «неизменяемыми»
производственными требованиями. Управление стрессом (Stre?management) и релаксационный тренинг
(например, Brengelmann, 1988) тоже являются типичными примерами реализации этой концепции. И
третичная профилактика после уже возникшего нарушения, заключающаяся в реабилитационной
организации рабочего места или в поддерживающей социотерапии и психотерапии (нацеленной на
индивида), скорее редкое, чем частое явление (см. Richter, 1996) .
В цитируемой специальной литературе можно найти примеры корригирующей и
профилактической интервенции на уровне индивидуального рабочего места. Уровни группы или
организации и контекста рассматриваются в лучшем случае как точки приложения для корригирующих
и профилактических мероприятий. Здесь надындивидуальные мероприятия по реорганизации,
гуманизации и сохранению здоровья понимаются как интегральные составные части общей системы
управления, а здоровье рассматривается как фактор соревнования (Roth, 1996; см. также Murza &
Laaser, 1994). Постоянно множатся доказательства того, что долговременная рентабельность таких
инвестиций в систему, направленных на здоровье и хорошее самочувствие сотрудников, все больше
признается с точки зрения затрат—пользы и принимается во внимание руководителями предприятий.
2.2. Системы помощи
В рамках профилактической и корригирующей интервенции большое значение придается
влиянию систем помощи на уровни системы. Отталкиваясь от системной терапии и консультирования,
Лудевиг (Ludewig, 1992) выделяет четыре вида систем помощи:
1) инструкция (помощь в получении знаний);
2) консультация (помощь в использовании имеющихся возможностей);
3) сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем ее стабилизации);
4) терапия (вклад в решение проблем системы).
В зависимости от заказа предприятия можно использовать различные системы помощи. В
принципе, идеальной здесь, без сомнения, кажется «терапия», поскольку именно она решает проблемы
Hosted by uCoz