Navigation bar
  Print document Start Previous page
 935 of 947 
Next page End  

возникает как отклонение от установленных организационных стандартов или как недостаточная
эффективность. Если такие отклонения установлены, то после выяснения их причин следует
использование соответствующих корригирующих мероприятий. В качестве корригирующей
интервенции он приводит следующие примеры: 1) внутреннее или внешнее по отношению к
предприятию консультирование руководства по личным проблемам, по вопросам, связанным с
увольнением или уходом от дел, по злоупотреблению алкоголем или наркотиками, а также 2)
«программы помощи служащим» («Employee Assistance Programs (EAPs)»),
согласно которым
служащие на предприятии могут получить профессиональную консультацию по целому ряду проблем
(алкоголь, наркотики, личные затруднения, конфликты с семьей, финансовая ситуация и правовая
поддержка). Эти мероприятия, естественно, направлены на коррекцию недостаточной эффективности.
Простая стратегия интервенции корригирует специфическую недостаточную эффективность или другие
стабильные дисбалансы путем специальной профессиональной консультации и называется «коррекция
недостатков» («Defizitausgleich»). При этом акцент мероприятий в соответствии с концепцией Майнера
(Miner, 1992) делается на индивидуальном консультировании с применением недирективных техник
консультирования.
Нарушения, базирующиеся на состояниях неравновесия, соотношения в которых меняются, мы
назвали динамическими дисбалансами. На уровне индивида это может быть процесс разрастания
личной кризисной ситуации, на уровне группы —' эскалация конфликтов, а на уровне организации и
контекста — ускоренный темп осуществления инноваций. Такие нарушения нельзя устранить,
скорригировав специфические недостатки при однократной интервенции. В различных фазах
индивидуального кризиса могут быть применены различные мероприятия. Конфликт, возникший в
рабочей группе, в начальной его стадии можно переработать с помощью «разъяснительной беседы». Но
если он зашел так далеко, что начались взаимные обвинения и оскорбления, то чаще всего может
помочь только распад этой группы на некоторое время или навсегда. Предприятия пытаются справиться
с высоким темпом осуществления инноваций за счет гибкой самоорганизующейся и обучающейся
рабочей среды. Стратегии интервенции, адаптирующиеся к изменяющемуся развитию динамических
дисбалансов, мы называем «динамическим развитием».
Как показывают приведенные примеры, мы
рассматриваем не только профессиональную помощь, адаптированную к динамике изменений
нарушенной системы, но и мероприятия по содействию (само)развитию или гибкой самообучающейся
организации (см. ниже).
Если интервенционные мероприятия направлены на динамическое развитие возможностей
обучения на работе (например, решение задач, согласованных с различными уровнями научения и
развития, динамически адаптированными к развитию практического опыта), то это динамическая
интервенция. Сюда относится также изменение гибкой или динамической адаптации к изменению задач
(см. Nicholson & West, 1988) или к систематически колеблющимся перегрузкам (например, применение
специальных стратегий совладания в периодических возникающих ситуациях попадания в часы пик).
2.4. Обобщенная классификация стратегий интервенции
На рис. 43.2.2 в обобщенном виде представлена классификация стратегий интервенции. На левой
стороне куба отмечены системные уровни — индивида (или рабочего места), группы, организации (и
контекста). На нижней грани приведено различие между стабильными и динамичными дисбалансами.
Здесь, аналогично нашей классификации типов системных дисбалансов в условиях производства, на
передней стороне куба приведены шесть различных стратегий интервенции. Опираясь на Улиха (Ulich,
1994), мы считаем также, что стратегии могут быть направлены на коррекцию или предупреждение
нарушений и болезней, как это представлено на верхней стороне куба. В целом, в результате
получилось двенадцать различных стратегий.
Hosted by uCoz