Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 584 
Next page End  

образовывались заусеницы, и, когда одна палка таким образом оказывалась утонч¸нной, она,
манипулируя, втыкала одну палку в другую. Точно так же, когда палка оказывалась удлин¸нной, она,
пользуясь ею, доставала пищу, хотя она и не для того втыкала одну палку в другую, чтобы, удлинив
сво¸ «орудие», достать им пищу.
Опыты над «Рафаэлем» (лаборатория Л. А. Орбели в Колтушах)
Таким образом, если обезьянам, как мы видели выше, доступны действия, по своей внешней
эффективности превосходящие очерченные
В. Келером возможности, то по своей внутренней
психологической природе их поведение более примитивно, чем утверждал Келер. Однако этот вопрос
об интеллекте антропоидов требует ещ¸ дальнейших пристальных исследований. Необходимо при этом
учитывать, что, судя по всем данным, индивидуальные различия между антропоидами чрезвычайно
велики, поэтому сделать общие выводы на основании наблюдений за одной или двумя обезьянами едва
ли возможно.
Структурный принцип гештальтистов вн¸с в проблематику сравнительной психологии ряд
противоречивых тенденций. Развивая в полемике против теории тр¸х ступеней К. Бюлера
гештальтистскую концепцию психологического развития, К.
Коффка с полной определ¸нностью
формулирует е¸ следующим образом:
«Инстинкт, дрессура и интеллект — это не три совершенно различных принципа: мы находим в
них один и тот же принцип, лишь различно выраженный». «Внимательный читатель, — пишет Коффка,
— вероятно, за. метил, что и для нас главную роль всегда играл один определ¸нный принцип, —
безразлично, шла ли речь об объяснении инстинкта, дрессуры или интеллекта, — наш принцип
структуры». «Мы пользуемся принципом, который оправдал себя при объяснении высшей формы
поведения, для объяснения и низших форм поведения, между тем как до сих пор, наоборот, переносили
на высшие ступени принцип, которым считали возможным объяснить примитивное поведение».
Принцип, выдвинутый В. Келером для объяснения интеллекта в его специфическом отличии от
других низших форм, объявляется общим для всех форм поведения. Этот результат заложен в самом
принципе, из которого исходило гештальтистское понимание интеллекта у Келера. Принцип
целостности структуры действительно не в состоянии отдифференцировать интеллект, разумное
поведение от низших форм поведения, в частности от инстинкта. Только что установленные грани
опять стираются в результате того, что за попыткой продвинуть низшую границу вверх последовала
попытка так же неправомерно сдвинуть верхнюю границу вниз.
Аналогичные тенденции перенесения признаков высших ступеней на низшие, столь
распростран¸нные в современной сравнительной психологии, очень заостр¸нно сформулировал с
других теоретических позиций один из крупных современных исследователей Buyendijk. Он пишет:
«Один из результатов моих исследований заключается в том, что нет существенной разницы между
низшими животными и высшими и что невозможно ограничить существование интеллекта только
этими последними; в действиях животных можно наблюдать все атрибуты и все законы интеллекта,
иногда очень ч¸тко, иногда менее отч¸тливо. Таким образом, единство нервной системы раскрывается в
новом свете. Не интеллектуальные функции мозга могут быть объяснены законами и свойствами
Hosted by uCoz