Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 584 
Next page End  

рефлексов, которые более явственно выступают в действиях низших организмов и в автоматических
движениях высших. Наоборот, свойства разумных действий доставляют нам принципы для понимания
бессознательных действий даже тех организмов, у которых имеется лишь ещ¸ нецентрализованная
нервная система». Отсюда делается тот смелый и радикальный идеалистический вывод, что
«действительно существует сенсомоторное понимание категорий, существуют сенсомоторные
понятия». «Каждое действие, каждое движение животного и человека осуществляется посредством
сенсомоторных суждений и понятий, посредством сенсомоторных априорных категорий». В таких
тезисах сч¸л возможным один из видных представителей современной сравнительной психологии
сформулировать «современное состояние вопроса об отношениях
мозга и интеллекта». Идеализм,
заключающийся в сформулированном Коффкой принципе объяснения «сверху — вниз», довед¸н здесь
до своего логического конца.
Формалистический гештальтистский критерий структуры, согласно которому «разумное
действие» определяется как действие, совершающееся в соответствии с структурой ситуации в целом,
не давал возможности выявить качественные различия между интеллектом обезьян и инстинктом
низших животных, с одной стороны, между интеллектом обезьян и человека — с другой.
В. Келер выявил осмысленное поведение обезьян как новый специфический тип поведения, в
отличие от случайного, неосмысленного поведения по методу проб и ошибок торндайковских
животных. Но как только это было сделано, сейчас же обнаружилась тенденция превратить только что
установленный новый вид поведения в такую же универсальную форму. Наряду с этой тенденцией
выявилась и другая, для которой также исследование Келера послужило отправной точкой. Поскольку
Келер совершенно ошибочно признал у своих обезьян интеллект того же вида и рода, что и у человека,
создалась чрезвычайно благоприятная ситуация для того, чтобы в менее примитивных, более
утонч¸нных и потому опасных формах провести отожествление психики животных и человека. Эта
возможность, заложенная в признании интеллекта у обезьян, была реализована отчасти самим Келером,
перенесшим свои опыты над обезьянами на детей, и затем его продолжателями, исследовавшими
практический интеллект у человека (см. главу о мышлении).
В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно
специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические
предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от
биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой
деятельности: воздействуя на природу и изменяя е¸, он начинает по-новому е¸ познавать; в процессе
этой познавательной деятельности, в которой он проявляется, и формируется специфически
человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он
является вместе с тем и е¸ результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно
связано с развитием у человека сознания.
Глава VI. Сознание человека
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом
отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы
общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики
животных, — сознание человека.
Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой
деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к
окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия
человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой
психики.
По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя е¸,
приспособляя е¸ к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из
природы и осознавать сво¸ отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения
Hosted by uCoz