Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 584 
Next page End  

его вызывает и на которое оно направляется. Чувство основывается на выходящих за пределы сознания
отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и
адекватности. Поэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его —
возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное или неосознанное
чувство — это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы
противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно
соотнесено с объективным миром. Аналогично настроение часто созда¸тся вне контроля сознания —
бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осозна¸т того, в каком он настроении, и что
настроение человека не зависит от того, что и как он осозна¸т; это означает лишь, что человек часто не
осозна¸т именно этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что
она как раз не попадает в поле его сознания. Точно так же, когда говорят, что человек поступает
несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не созна¸т не свой поступок, а
последствия, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осозна¸т свой поступок,
поскольку он не осозна¸т вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока он не
осознал, что означает его поступок в той реальной обстановке, в которой он его совершает. Таким
образом, и здесь «механизм» или процесс осознания во всех этих случаях в принципе один и тот же:
осознание совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в
объективные предметные связи, его определяющие. Но совершенно очевидно, что число этих связей
принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ни
одно переживание не выступает вне всяких связей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех
своих предметных связях, в отношении ко всем сторонам бытия, с которыми оно объективно связано.
Поэтому сознание, реальное сознание конкретного индивида никогда не является «чистой», т. е.
абстрактной, сознательностью; оно всегда — единство осознанного и неосознанного, сознательного и
бессознательного, взаимопереплет¸нных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов. Поскольку,
однако, человек как существо мыслящее выделяет существенные связи, ведущим в этом единстве
оказывается у человека его сознательность. Мера этой сознательности бывает вс¸ же различной. При
этом осознанное и неосознанное отличается не тем, что одно лежит целиком в
«сфере» сознания, а
другое вовсе вне его, и не только количественной мерой степени интенсивности или ясности осознания.
Осознанный или неосознанный, сознательный или несознательный характер какого-нибудь акта
существенно определяется тем, что именно в н¸м осозна¸тся. Так, я могу совершенно не осознавать
автоматизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, самого процесса
его осуществления, и тем не менее никто не назов¸т из-за этого такое действие не сознательным, если
осознана цель этого действия. Но действие назовут не сознательным, если не осознано было
существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах
закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть. Когда мы требуем сознательного
усвоения знаний, мы не предполагаем, что знания, усвоенные — пусть не сознательно, находятся вне
сознания так или иначе освоившего их индивида. Смысл, который мы вкладываем при этом в понятие
сознательности, иной: то или иное положение усвоено сознательно, если оно осознано в системе тех
связей, которые делают его обоснованным; не сознательно, механически усвоенные знания — это
прежде всего знания, закрепл¸нные в сознании вне этих связей; не осознано не само по себе положение,
которое мы знаем, а обосновывающие его связи или, точнее: то или иное положение знания не
осознано, или усвоено не сознательно, если не осознаны объективные связи, которые делают его
обоснованным. Его осознание совершается через осознание того предметного контекста, к которому он
объективно относится. Для того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо
осознать те связи, которые его обосновывают. Это первое. И второе: когда мы говорим о сознательном
усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоения
является сознательной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний происходит в
результате деятельности, исходящей из посторонних мотивов, как-то: получение какой-либо награды и
т. п., так что усвоение знаний, будучи результатом деятельности индивида, не осозна¸тся им как е¸
цель. Поскольку данный личностно-мотивационный план не затрагивает непосредственно предметно-
смыслового содержания знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь решающим является то, как нечто
осозна¸тся, хотя и в данном случае в конечном сч¸те речь ид¸т вс¸ же о том, что именно оказывается
осознанным.
Недаром сознательным в специфическом смысле слова называют человека, способного осознать
объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ею.
Мы наметили, таким образом, «механизм» осознания. Бессознательное влечение переходит в
Hosted by uCoz