Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 584 
Next page End  

ходе исторического развития возможности волевого контроля над действием и в связи с этим
изменяется роль эмоциональных моментов в поведении.
Требуя сознательного волевого контроля над действиями, труд и порождает волевой контроль.
Зарождаясь в труде, в производственной деятельности, эта способность сознательно-волевого контроля
распространяется и на все другие действия человека, в том числе и на выражение эмоциональных
состояний. Этим никак не исключается экспрессивный эмоционально-выразительный момент в
человеческих действиях; но он как бы вс¸ утончается, переходя от массивных актов импульсивного
поведения дикаря, который в состоянии эмоционального возбуждения производит множество
необузданных движений, к очень тонким движениям мимики и пантомимики. Эти последние, не
нарушая хода сознательно регулируемых действий человека, оказывают сво¸ специфическое
социальное воздействие в качестве своего рода мимического языка. В переходе от аффективной
импульсивности ко вс¸ более сознательному волевому регулированию — основная линия развития этой
стороны психики. Это развитие, конечно, далеко не прямолинейное. Оно зависит от конкретных
условий общественно-исторической жизни. В зависимости от того, как складываются эти последние,
различные стороны психики проходят различный, более или менее извилистый и зигзагообразный,
сложный путь развития.
Эту зависимость от конкретно-исторических условий можно было бы проследить на развитии
любой стороны сознания. В разные общественно-исторические эпохи различный облик приобретают у
людей все стороны и проявления их психики.
Развитие сознания у реб¸нка
Развитие и обучение
Исторически развивающееся человечество в действительности состоит из конкретных людей, из
индивидов, связанных между собою многообразными общественными отношениями. Поэтому
изменения в психике людей, совершающиеся в процессе исторического развития человечества от одних
поколений к другим, осуществляются фактически в измен¸нном процессе развития людей каждого из
этих поколений. С другой стороны, путь индивидуального развития каждого человека любого
поколения обусловлен всем предшествующим историческим развитием человечества. Развитие психики
в процессе исторического развития человечества и в процессе индивидуального развития человека —
это, таким образом, не две параллельные линии развития, как это иногда представляется, а два
взаимосвязанных и взаимообусловленных звена единой линии единого процесса.
Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное
существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для
психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь
на свет, он приносит с собой такое, полученное от предков, наследство. Эти наследственные данные
открывают ему широкие возможности человеческого развития. Они реализуются и, реализуясь,
развиваются и изменяются по мере того, как человек в процессе своего индивидуального развития,
осваивает, в ходе обучения и воспитания, то, что создано в результате исторического развития
человечества, — продукты материальной и духовной культуры, науку, искусство. Естественные
природные особенности человека тем именно и отличаются, что они открывают возможности
исторического развития.
В процессе индивидуального развития известную роль, очевидно, играет созревание; не менее
очевидно, что определ¸нную роль в н¸м играет и обучение. Весь вопрос заключается в том,
чтобы
правильно определить их взаимоотношения. Ключ к разрешению этого вопроса заключается в
положении, красной нитью проходящем через всю нашу трактовку развития психики: психические
функции формируются в самом процессе их функционирования и существенно зависят от того
объективного содержания, на котором они формируются. У реб¸нка это функционирование неразрывно
связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы
межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения: освоение
системы межлюдских отношений того коллектива, к которому принадлежит данный индивид, — в
процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением. Конкретное исследование развития
наблюдения, мышления, речи и т. д. (см. соотв. главы) показывает, что стадии, или ступени,
умственного развития реб¸нка, выражающиеся в формах наблюдения, речи, мышления, зависят от
Hosted by uCoz