Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 584 
Next page End  

содержания,
которым в ходе обучения овладевает реб¸нок, и от формы общения,
в частности
педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается.
Реб¸нок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и
обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало
человечество; реб¸нок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь,
т. е.
само созревание и развитие реб¸нка в ходе обучения и воспитания не только проявляется,
но и
совершается.
Организм развивается, функционируя; человек — взрослый — развивается, трудясь;
реб¸нок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического
развития реб¸нка.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает, что эти процессы (и созревание
и обучение, воспитание) включаются как взаимозависимые и взаимопроникающие друг друга стороны,
как звенья в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие
не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только
надстраивается над развитием, по мере того как созревание созда¸т готовность для него, но и само
обусловливает ход созревания и развития. В ходе обучения способности реб¸нка не только
проявляются, но и формируются; точно так же как и черты его характера не только проявляются, но и
формируются в поведении реб¸нка, складывающемся и изменяющемся в ходе воспитания. Психические
свойства реб¸нка не только предпосылка, но и результат всего хода его развития, совершающегося в
процессе воспитания и обучения. В этих положениях заложена основа для подлинно позитивного и
принципиального преодоления господствующего в традиционной психологии детства учения о
развитии.
Это господствующее учение исходит из того представления, что развитие — это созревание.
Обучение надстраивается над созреванием, по мере того как созревание созда¸т готовность для него.
Развитие таким образом определяет, обусловливает обучение, само будто бы не определяясь им.
Эта точка зрения представлена у К. Бюлера и особенно последовательно у Э. Торндайка. Она
наиболее характерна для биологизаторской психологии (и натуралистической педагогики, исходящей из
будто бы неизменной природы реб¸нка). По существу она никем из психологов не была ещ¸
принципиально преодолена.
Сталкиваясь с тем фактом, что обучение приводит к развитию, К. Коффка готов признать
обучение развитием, но при этом вс¸ же для него оста¸тся непреложным, что развитие — это
созревание. В результате развитие расщепляется на два разнородных и друг от друга независимых
процесса, которые в лучшем случае лишь внешне взаимодействуют: развитие — созревание и развитие
— обучение.
Таким образом, вместо того чтобы вскрыть внутреннюю взаимосвязь созревания и обучения
внутри единого процесса развития, Коффка расчленил сам процесс психического развития на два
процесса — созревания и обучения, из которых ни один сам по себе не является процессом подлинного
развития.
В советской литературе Л. С. Выготский сделал попытку разрешения той же проблемы развития
и обучения. Он говорит об единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение
продвигает развитие впер¸д.
Сво¸ понимание этого фундаментального и правильного установочного положения он раскрыл,
развив ту теорию, что обучение должно «забегать впер¸д» развития реб¸нка, чтобы таким образом
извне «пускать его в ход». В силу такого понимания ведущей роли обучения Выготский приходит к
тому основному для всей его концепции положению, что за сч¸т обучения относится только внешняя
«фазическая» сторона тех приобретений, которые делает реб¸нок, внутренняя же, смысловая относится
за сч¸т созревания: знания сообщаются в обучении, понятия созревают. Между тем в действительности
усвоение внутреннего смыслового содержания обучения обусловлено не только развитием, но и
обучением, так же как усвоение внешней, фазической стороны обусловлено не только обучением, но и
развитием. Фактически же понятия не сообщаются, конечно, просто передаваясь извне, но и не
созревают, а осваиваются в процессе активной умственной деятельности реб¸нка.
То положение, что обучение должно опережать развитие («забегать впер¸д») правомерно только
в том очевидном и собственно банальном смысле, что обучают тому, чем ещ¸ не овладел обучающийся
реб¸нок. Но вместе с тем вс¸ же обучение должно соответствовать развитию; если оно начн¸т в самом
деле «забегать впер¸д» развития реб¸нка, то такое обучение не привед¸т к развитию, а даст лишь
формальное натаскивание. Правильно поставленное обучение должно соответствовать возможностям
реб¸нка на данном уровне развития; реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые.
Hosted by uCoz