Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 584 
Next page End  

тем, в годы, когда человек вообще ещ¸ только формируется, у реб¸нка вся деятельность имеет своим
результатом научение, овладение новыми знаниями, умениями, формами поведения. Поэтому
положение, согласно которому реб¸нок развивается, обучаясь и воспитываясь, фактически «объ¸мно»
совпадает с положением о развитии реб¸нка в процессе его деятельности. Оно дополнительно лишь
подч¸ркивает в качестве специфических особенностей этой деятельности то, что объективно
важнейшим е¸ результатом является совершающееся в ходе этой деятельности овладение новыми
знаниями и умениями и что совершается оно под направляющим педагогическим руководством
взрослых.
В конечном сч¸те положение о единстве развития и обучения, развития и воспитания
раскрывается в сво¸м психологическом содержании, как утверждение о взаимосвязи и
взаимообусловленности развития личностных свойств индивида и деятельности,
в ходе которой он
овладевает новыми знаниями, умениями и формами взаимоотношений. Формирующиеся в ходе
развития, на основе задатков, как предпосылок развития, личностные свойства реб¸нка, его способности
и
характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его
деятельности; их развитие в ходе е¸ не только проявляется, но и совершается. Определ¸нный уровень
развития способностей реб¸нка, например его мышления, открывает ему известные, более или менее
широкие, возможности для овладения сложившейся в ходе исторического развития системой научного
знания. По мере того как эти возможности, открывающиеся в результате данного, достигнутого
реб¸нком уровня развития, реализуются, мышление реб¸нка переходит на следующий, высший уровень,
открывающий, в свою очередь, новые, более широкие, возможности для дальнейшего продвижения. Ум
реб¸нка формируется по мере того, как в процессе наблюдения и осмысления действительности, в свете
знаний, которые он осваивает, развивается и оформляется его умственная деятельность. В более или
менее аморфной сначала интеллектуальной деятельности постепенно начинает оформляться вс¸ более
обширный и слаженный аппарат различных мыслительных операций. Повседневно функционируя, они
отрабатываются, шлифуются и закрепляются. Ум человека не только предпосылка, но и результат его
умственной деятельности. Там, где нет места для этой последней, нет и условий для развития ума.
То же и с характером. Характер формируется в практической жизни, в действиях и поступках,
так же как ум образуется теоретической жизнью, умственной деятельностью. Врожд¸нные особенности
типа нервной системы и темперамента, которые включаются в характер в качестве его предпосылки и
при этом преобразуются в н¸м, с точки зрения собственно характерологических свойств ещ¸ очень
многозначны. Характер складывается в целенаправленной деятельности — различной на разных этапах,
в которой реб¸нок приучается для осуществления цели преодолевать трудности. Работа над характером
начинается в повседневной практической деятельности; она включает завязывающуюся вокруг
действий и поступков внутреннюю работу уч¸та своих удач и неудач, опыта организации своих сил и их
применения для достижения своих целей — своеобразной тактики и стратегии, которыми каждый
человек должен овладеть в ходе своей повседневной практической деятельности, — так, как воин на
опыте боевой жизни овладевает тактикой боя. Сильный, деятельный характер формируется в
деятельной жизни. По мере того как складываются характерологические черты реб¸нка, они
определяют его поступки, обусловливая мотивы, которые движут ими; но сами они в свою очередь в
этих же мотивах зарождаются. Всякий мотив — это в потенции черта характера; реализуясь в действиях
и поступках и, таким образом, закрепляясь, мотивы поведения, по мере того как они начинают
определять более или менее устойчивый образ действий, переходят в характерологические свойства.
Таким образом, развитие личностных психических свойств совершается в процессе
деятельности, целью которой является разрешение встающих перед реб¸нком конкретных жизненных
(и учебных) задач. Поэтому там, где при воспитании и самовоспитании результатом, подлежащим
достижению, является само развитие и формирование личностных психических свойств, этот результат
может и должен достигаться в деятельности, направленной непосредственно на разрешение встающих
перед подрастающим жизненных задач, не превращаясь в отдельную, заслоняющую их, цель. Так,
воспитание у себя сильной воли это не цель, которая должна быть осуществлена каким-то особым
действием, специально преднамеренно направленным именно на эту цель, как таковую. Е¸
осуществление должно явиться в основном прежде всего результатом жизненных дел и действий,
непосредственно направленных на совсем другие цели — на надлежащее и неукоснительное
разрешение тех обычных дел и задач, которые изо дня в день ставит перед каждым жизнь. Пусть
человек разрешает каждое из этих дел со всем тем пылом, собранностью и настойчивостью, которых
оно от него требует, и тем самым он сделает как раз то, что нужно для того, чтобы у него
сформировалась воля. Волевые, как и вообще все психические свойства личности, проявляясь, вместе с
Hosted by uCoz