Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 584 
Next page End  

процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших
специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление
реальных процессов; она реальный продукт эволюции; е¸ развитие вносит реальные
и вс¸ более
существенные изменения в реальное поведение.
Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе е¸ как
определяющее е¸ положение раскрывается принцип непосредственной данности психического. Это по
существу радикально-идеалистический тезис: вс¸ материальное, физическое, внешнее дано
опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная,
непосредственная данность. Психическое, как явление сознания, замкнуто во внутреннем мире, оно
исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо
опосредующих отношений к чему-либо внешнему.
Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные
представители интроспективной психологии утверждали, что показания сознания, данные
интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что
справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с
чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность,
не определ¸нная в собственном сво¸м содержании объективными опосредованиями, то нет вообще
объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки,
отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и
для постороннего наблюдателя; тем самым становится невозможной психология как объективное
знание, как наука. И тем не менее, эта концепция психического, по существу исключающая
возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко
враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания
представители поведенчества — американского и российского — всегда исходили из того его
понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации
объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество
отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих
противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть,
но не изменить.
Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий,
может быть сведена к нескольким основным положениям: А) Психическое определяется исключительно
своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я
существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту,
безотносительно к объекту, который им позна¸тся. Это положение оста¸тся неизменным для всей
традиционной психологии. Психическое для не¸ прежде всего проявление субъекта. Это первое
положение неразрывно связано со вторым. Б) Весь объективный материальный мир дан опосредованно
через психику в явлениях сознания. Но психическое — это непосредственная данность; его бытие
исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как
для Р. Декарта, так и для Дж. Локка — при вс¸м различии в остальном их философских взглядов, как
для В. Вундта, так и для современных гештальт-психологов. В) В результате сознание превращается в
более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который
раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.
Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем
другие, в которых может быть резюмирована наша концепция. А) Сознание — это специфическая
форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания,
поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту,
переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в н¸м отражается.
Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания.
Б) Психическое переживание — непосредственная данность, но позна¸тся и осозна¸тся оно
опосредованно через сво¸ отношение к объекту. Психический факт — единство непосредственного и
опосредованного. В) Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в
себе самом. Сознание человека — не замкнутый внутренний мир. В сво¸м собственном внутреннем
содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта
несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному.
Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.
В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая
Hosted by uCoz