Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 584 
Next page End  

тем и формируются.
Биогенетическая проблема
Особенно заостр¸нное выражение механистическая концепция развития получила в ряде
порочных «педологических» теорий и в биогенетической концепции.
Сторонники биогенетической теории психического развития утверждают, что психическое
развитие индивида, отдельного человека, является повторением психического развития рода, и
усматривают в этом закон, предопределяющий все этапы психического развития реб¸нка.
Сторонники биогенетической теории обычно ссылаются в обоснование своей концепции на
биогенетический закон, сформулированный Ф. Мюллером и Геккелем применительно к
эмбриональному развитию зародыша. Конкретно этот закон означает, что в течение зародышевого
развития организм воспроизводит в сво¸м анатомическом строении все основные стадии развития рода.
Однако, как отметил уже отчасти и Геккель и особенно показали последующие исследования (в
частности Мейнерта, Северцова и др.), и применительно к эмбриональному развитию не приходится
собственно говорить о механическом, хотя бы и сокращ¸нном повторении филогенеза в онтогенезе. И
здесь имеют место значительные преобразования. Они выражаются прежде всего в том, что
рудиментарные органы закладываются позднее, а более новые раньше, чем это соответствовало бы
филогенетической последовательности, и притом с самого начала в своих позднейших измен¸нных
формах. Эволюция «способом надставки» сочетается с эволюцией посредством «изменения начальных
стадий» (Северцов). Таким образом, биогенетический принцип повторения филогенеза в онтогенезе не
решает полностью проблему онтогенеза даже применительно к одному лишь анатомическому развитию
и притом в течение только лишь зародышевого развития. Тем менее обоснованы попытки на основе
этого принципа объяснить весь процесс психического развития реб¸нка.
Сторонники биогенетической теории опираются на большой фактический материал,
свидетельствующий о бесспорном существовании многообразных аналогий и параллелей между
психическим развитием реб¸нка на ранних стадиях его и психическим развитием человечества на
ранних ступенях исторического развития, а также — отчасти между самими ранними стадиями
онтогенетического развития и развитием ближайших животных предков человека. О наличии этих
аналогий в развитии мышления, речи, рисунка и т. д. свидетельствуют факты, и отрицать их не
приходится. Но так называемая биогенетическая теория не сводится к этим фактам. Она заключается в
определ¸нном объяснении, которое им да¸тся. Согласно этой теории онтогенетическое развитие
человека не только фактически в некоторых случаях соответствует историческому развитию или
биологическому, но и предопределяется ими: индивид, реб¸нок неизбежно проходит именно такой путь
развития в силу того, что таков был путь развития предшествующих поколений, более или менее
отдал¸нных предков реб¸нка: будущее предопределено прошедшим; путь развития, который проходит
любой индивид данного поколения, полностью предначертан пут¸м, через который прошли его предки.
Так называемая «биогенетическая концепция» заключает в себе определ¸нную теорию развития.
Сущность этой теории в том, что развитие человека определяется силами, лежащими вне этого
развития, внешними факторами, независимыми от всего того, что совершает развивающийся индивид,
проходя свой жизненный путь. Вс¸ то, что индивид делает, лишь проявляет во вне действия сил,
которые стоят за ним, никак в свою очередь не воздействуя на них, их не преобразуя, не изменяя; они
являются его причиной, не будучи в какой-то мере и результатом его; таково подлинное теоретическое
ядро биогенетической концепции. Против него — а не против тех фактов, на которые при этом
ссылаются сторонники этой теории, когда это подлинные факты, — направляется наша критика; это
теоретическое ядро биогенетической концепции и преодолевается в самой своей основе выше
намеченной теорией развития. В свете е¸ и на е¸ основе те же самые факты приобретают уже в
значительной мере иное освещение, иной теоретический смысл.
Попытки обосновать биогенетическую концепцию психического развития опираются обычно
прежде всего на роль наследственности. Но наследственны лишь органические предпосылки
психических способностей, а не эти последние в их конкретном содержании. Поэтому несостоятельно
представление о биогенетическом законе, как имманентном законе психического развития, основанном
на наследственном предрасположении, в силу которого каждый индивид с внутренней необходимостью
должен пройти через все стадии, которые прош¸л в сво¸м развитии род. Эта биогенетическая концепция
является самой крайней формой насквозь порочного и реакционного учения о фатальной
предопредел¸нности судьбы детей биологическим фактором наследственности. Онтогенез никак не
Hosted by uCoz