Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 584 
Next page End  

является простым повторением филогенеза. Он имеет и свои собственные законы развития.
Параллели между историческим и индивидуальным развитием не дают, однако, права
отожествлять их. Важнейшие условия развития в том и в другом случае существенно различны. Прежде
всего иную роль играют в одном и другом случае физиологические условия.
Их роль для психического
развития, при сравнении взрослых поколений на протяжении нескольких тысячелетий, последовавших
за процессом «очеловечения обезьяны», когда радикальные анатомические и физиологические
изменения
преобразовали физическую природу Homo sapiens, ничтожна. Между тем физиологические
изменения на протяжении жизни отдельного человека очень значительны, и их нельзя не учитывать при
изучении психического развития реб¸нка.
Иначе складываются и остальные наиболее существенные условия развития. Так, иной является
прежде всего роль труда в одном и другом процессе. Не существует человеческого общества без труда,
но у каждого человека в его индивидуальном развитии существует период — детство, когда его
психическое развитие совершается не на основе его труда. Роль речи в е¸ соотношении с мышлением
также различна. В процессе умственного развития человечества речь развивалась заодно с мышлением,
фиксируя уже достигнутые им этапы развития. В несколько иной функции и соотношении с
мышлением выступает речь в онтогенетическом развитии сознания, поскольку реб¸нок овладевает
речью взрослых, отражающей, таким образом, уже иной — высший уровень мышления.
Наконец взрослое поколение человечества ид¸т впереди предшествующего и само прокладывает
себе путь. Старшие поколения — это предшествующие, которые исторически моложе его, так что,
придя после своих предшественников, всякое новое поколение стоит впереди них; исторически оно
старше. Каждый реб¸нок развивается в среде взрослых, стоящих на более высоком уровне психического
развития. Психическое развитие в онтогенезе и только в онтогенезе — совершается в специфических
условиях воспитания и обучения.
В соответствии с различием условий не может не быть различным и
сам ход развития в одном и другом случае.
К какой игре аналогиями приводит биогенетическая концепция в психологии, не учитывающая
этих специфических особенностей онтогенетического развития, можно видеть из следующей схемы В.
Штерна: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших
чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием находится в стадии
млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания,
он достигает развития высшего млекопитающего
— обезьян, и на втором году, овладев вертикальной
походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые 5 лет игры и сказок он стоит
на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряж¸нное внедрение в
социальное целое, с определ¸нными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления
человека в культуру, с е¸ государственными и экономическими организациями. В первые школьные
годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние
годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная
дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени». [W. Stern, Ableitung und
Grundlehre des kritischen Personalismus. Leipzig, 1923. S. 299-300.]
Достаточно часто пубертатный
возраст называли «возрастом просвещения». Аналогичную схему да¸т Э. Д. Гетчисон. Ещ¸ дальше ид¸т
Стенли Холл, который объясняет, например, боязнь воды у реб¸нка реминисценциями о переходе в
эволюционном ряду от водных к наземным животным и всю свою атавистическую «теорию» развития
реб¸нка строит на совершенно антинаучной игре подобными аналогиями.
Поскольку известные соответствия в процессе индивидуального и исторического развития
фактически существуют, они допускают объяснение, существенно отличное от того, которое им да¸тся
в биогенетической теории. Известное соответствие между развитием отдельного индивида и
историческим развитием человечества естественно и закономерно, поскольку развитие сознания
каждого человека обусловлено и опосредовано освоением объективированных продуктов материальной
и духовной культуры, создаваемой в процессе исторического развития человечества. Для объяснения
этих аналогий и параллелей необходимо учесть и закономерность последовательного развития
объективного содержания, раскрываемого в истории науки и осваиваемого отдельным человеком в ходе
обучения. Так, при овладении математикой ход продвижения, последовательность этапов зависит от
объективной логики и последовательности предметного содержания математики. Одно является
объективно предпосылкой для другого и потому должно быть освоено раньше; будучи предпосылкой,
оно по большей части является при этом более элементарным, простым, а потому могло быть раньше
открыто и может быть раньше освоено. Некоторая аналогия в путях психического развития отдельного
индивида и человечества устанавливается, таким образом, через посредство предметного содержания,
Hosted by uCoz