Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 584 
Next page End  

периферические нервные аппараты уже зрелы анатомически и функционально. Степень зрелости
различных отделов головного мозга различна. Позже всего совершается развитие высшего отдела —
коры больших полушарий головного мозга, различные поля которых созревают не одновременно.
В частности данные Станкевича говорят о значительном развитии нижнепариетальной области,
являющейся носительницей высших функций, уже в постэмбриональный период. Временем особенно
стремительного роста нижнепариетальной области являются два первые года жизни реб¸нка. К 2-м
годам жизни площадь нижнепариетальной области по сравнению с величиной площади этой области у
новорожд¸нного возрастает почти в четыре раза, составляя в этом периоде уже около 20% средней
величины е¸ у взрослого.
С морфологическим связано и функциональное развитие мозга. Безусловно-рефлекторная
деятельность начинается ещ¸ в эмбриональный период. В связи с несовершенной миэлинизацией
проводящих нервных путей сначала возбуждение вызывает (по данным Миньковского) очень
иррадиированные, генерализованные рефлексы.
Условные рефлексы начинают образовываться на 2-м—3-м месяце после рождения, (на 2-м, по
данным Щелованова, — двигательные; на 3-м, по данным Красногорского, — секреторные).
Условные рефлексы также носят сначала иррадиированный и генерализованный характер, лишь
постепенно дифференцируясь и специализируясь. Это связано с преобладанием на ранних стадиях
развития процессов возбуждения над процессами торможения. В дальнейшем в высшей нервной
деятельности реб¸нка происходят довольно значительные изменения во взаимоотношениях процессов
возбуждения и торможения, их иррадиации и концентрации.
С возрастом усиливаются тормозные функции коры и е¸ контроль над подкорковыми центрами.
С этим связаны и существенные изменения в поведении и психике реб¸нка: л¸гкая возбудимость,
импульсивность, характерная для младших детей, у которых возбуждение часто непосредственно
переключается на двигательные пути в порядке «короткого замыкания», со временем у старших детей
уступает место большей уравновешенности поведения.
Развитие нервной системы и психики в теснейшем единстве совершается в процессе жизни и
деятельности реб¸нка.
Развитие сознания реб¸нка
Путь индивидуального развития человека представляет собой разв¸ртывающуюся в узких рамках
немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая
мысль. Из маленького комочка реагирующей материи развивается человеческая личность — самое
удивительное создание в мире.
Существо, способное лишь рефлекторно реагировать на ограниченный круг самых элементарных
чувственных раздражителей, превращается в мыслящего человека, постигающего законы движения
планет и развития общества. Более беспомощный при рождении, чем многие звер¸ныши, неспособный
самостоятельно удовлетворить самые элементарные свои потребности, он вырастает в силу, которая
может сознательно изменять и природу и общество.
Существо, потребности которого сначала ограничивались узким кругом самых элементарных
органических функций, превращается в человека, для которого потребностью становится решение
сложнейших вопросов мироздания и наслаждение утонч¸ннейшими произведениями искусства.
Этот путь — короткая и бесконечно патетическая история человеческой жизни — тема и для
психолога и для художника-поэта. Художник изображает е¸ в образах, уч¸ный должен раскрыть е¸
сущность в понятиях.
История этих превращений представляет собой не простое сцепление случайностей, а
закономерный процесс развития. Задача психологии и заключается в том, чтобы понять развитие
психических свойств и способностей личности в его закономерностях.
Основной итог этого процесса заключается в развитии личности, субъекта практической и
теоретической деятельности, способного познавать действительность в е¸ вс¸ более глубоких и
существенных закономерностях и вс¸ глубже изменять мир — природу и общественную жизнь.
Основным содержанием психического развития реб¸нка является вс¸ более глубокое отражение
действительности — отражение активное, действенное, которое, отражая, преображает чувственную
данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое позна¸т
действительность, изменяя е¸, и изменяет, познавая. Со вс¸ более многообразной деятельностью связана
исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Вс¸ более глубокое действенное и
Hosted by uCoz