Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 584 
Next page End  

познавательное проникновение в действительность на одном полюсе связано на другом со вс¸ большим
углублением внутреннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности.
В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающего человека,
по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному
изменению основных е¸ свойств, формирующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с
окружающим миром — в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношениях с людьми.
Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией (и в первую очередь
педологией) трактовались как кризисы.
Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, которое в
силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы детей в этом
возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более крупной перестройки
иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталкиваться и родителям и
педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодоление зависят от того, как
конкретно складываются у данного реб¸нка или подростка отношения с окружающими, т. е. от того,
насколько взрослые — родители, педагоги — умеют правильно установить эти отношения: они зависят
от сознательного поведения людей, а не предопределены стихийно действующей фатальной
необходимостью. Точно так же и подъ¸м на высшую ступень, выход из «кризиса» не совершается сам
собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их
сознательное, воспитательное воздействие.
Опираясь на обобщ¸нный опыт многовековой педагогической практики, в этом процессе
развития личности с давних пор стали выделять качественно различные ступени, предшествующие
зрелости, —
преддошкольное, дошкольное детство и затем детство школьное.
Большие художники
(Толстой, Г¸те), всматриваясь в развитие, изменяющее внутренний облик личности, различный на
разных этапах, точно так же выделяли различные периоды в жизни личности — детство и отрочество,
за которым следует юность; годы уч¸бы,
которым предшествуют годы игры,
и затем годы
практического познания жизни и годы мастерства, уже не учебного, а профессионального труда. Этим
намечены основные этапы в развитии личности, которые психологическое исследование должно
подвергнуть специальному изучению.
В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней психического развития
друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несостоятельные концепции.
Одна, господствующая, рассматривает вс¸ психическое развитие реб¸нка как единый однородный
процесс, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на вс¸м его
протяжении лишь разв¸ртываются данные в самом начале задатки. Эта точка зрения по существу
упраздняет развитие, поскольку подлинное развитие — это не только рост, но и изменение,
качественное преобразование. Другая (представленная особенно ярко у Ж. Пиаже) подч¸ркивает
качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние
противоположности, лиш¸нные внутреннего единства: нужно выйти из одной стадии или «структуры»
для того, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается только как
противоположность последующей, а не как подготовительная вместе с тем к ней ступень; реб¸нок
противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними собственно порывается.
Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату — к упразднению
подлинного развития, которое предполагает качественные преобразования внутри единства.
При этом стадии развития превращаются, таким образом, в формальные структуры, зависящие
только от возраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содержания, которым в процессе
своего развития — в ходе обучения и воспитания — овладевает реб¸нок.
В современной психологии реб¸нка учение о стадиях восприятия, наблюдения, мышления и т. д.
— эта педологическая концепция — получило широкое отражение. Мы противопоставляем наше
учение о сосуществовании применительно к разному содержанию различных «структур».
(Экспериментально такое изучение проведено нами в отношении развития наблюдения и речи — см.
«Уч¸ные записки кафедры психологии Гос. пед. института им. Герцена», Л. 1939, т. XXXV, 1941.)
В разрез с выше указанными обеими точками зрения, в действительности психическое развитие
человека на вс¸м его протяжении, с раннего возраста до зрелых лет, протекает как единый процесс,
внутри которого выделяются качественно различные ступени; каждая из этих ступеней подготовляет
следующую.
При анализе любой стороны психического развития — развития восприятия, мышления, речи и
т. д. — можно выделить такие качественно друг от друга отличные ступени. Однако эти ступени не
Hosted by uCoz