Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 584 
Next page End  

формальные структуры; они зависят не непосредственно от возраста как такового, а от конкретного
содержания, которым в процессе своего развития овладевает реб¸нок. Применительно к разному
содержанию не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же реб¸нок может
находиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраиваются внешним образом одна на
другую и не сменяют друг друга в раз навсегда предопредел¸нной последовательности. Различные
стадии могут сосуществовать. [См. статьи С. Л. Рубинштейна и его сотрудников в сб.: «Уч¸ные записки
кафедры психологии Гос. пед. института им. Герцена», Л. 1939, т. XVIII; 1940, т. XXXIV; 1941, т.
XXXV]
При этом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, как
выражением того факта, что в процессе развития психики реб¸нка, как в каждом процессе развития,
всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующего развития уже отжившие формы, так
и вновь нарождающиеся, передовые, выражающие прогрессивные тенденции развития. Высшая стадия
или форма мышления, восприятия и т. д., развиваясь и становясь господствующей, по большей части не
вытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются многообразные, сложнейшие,
от одного конкретного случая к другому изменяющиеся, соотношения, находящие себе выражение в
величайшей вариативности индивидуального развития. В результате развитие каждого конкретного
реб¸нка может быть отлично не только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно ид¸т.
Реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным
индивидуальным процессом, в котором возрастные особенности могут быть лишь аспектом, моментом,
стороной.
Возраст и возрастные особенности, как обусловленные созреванием этапы или ступени
развития, выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека.
«Онтогенез» человека — это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого реб¸нка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только
разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития.
Каждая ступень
развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и
особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности пути развития каждого
индивида, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания и
индивидуального психического развития реб¸нка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни
возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического
развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При
этом, во-первых, чем реб¸нок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем бОльшую роль играют
индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия (см., например, данные о
минимальных и максимальных словарях детей).
Важнейшие и совсем ещ¸ элементарные жизненные потребности младенца — питание,
овладение окружающими его предметами — совершаются ещ¸ через посредство взрослых.
Деятельности в подлинном смысле слова, отличной от жизнедеятельности, ещ¸ нет. Действия сводятся
к идеомоторным реакциям импульсивного, рефлекторного и инстинктивного характера. Младенчество
— это ещ¸ предыстория в развитии человека.
В преддошкольный период три факта имеют особенно большое значение для общего развития
реб¸нка: 1) развитие предметного действия, с которым связано развитие предметного восприятия; 2)
начало ходьбы, самостоятельного передвижения, увеличивающего активность, самостоятельность
реб¸нка, изменяющего взаимоотношения реб¸нка с окружающими и расширяющего его возможности
практического познания окружающего, и 3) овладение речью, благодаря которой опять-таки
существенно увеличиваются возможности развития реб¸нка.
Уже на первом году у реб¸нка можно наблюдать зарождение предметных действий,
направленных на предмет и координируемых в соответствии с тем предметом, на который они
направляются. Эти действия, с одной стороны, свидетельствуют о том, что предмет выделяется из
своего окружения; с другой стороны, они в свою очередь и содействуют этому выделению. При этом
предмет и действие ещ¸ мало отделяются друг от друга: предмет является главным образом объектом
направленных на него действий и тех аффективно-моторных впечатлений, которые с этим действием
связаны.
В процессе этого действия, которое, с одной стороны, регулируется восприятием предмета и
вместе с тем само контролирует это восприятие в действенном контакте с предметом объективной
действительности, закладываются первые основы интеллекта. Они зарождаются в плане действия,
находя себе первое сво¸ выражение в целесообразных действиях реб¸нка, направленных на предметы
Hosted by uCoz