Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 584 
Next page End  

окружающей действительности. В процессе этих действий реб¸нок вместе с тем начинает овладевать
своим двигательным аппаратом: у него развиваются произвольные движения.
Существенный шаг в дальнейшем сво¸м развитии реб¸нок делает, когда затем он научается
ходьбе и речи.
Способность передвигаться делает реб¸нка более самостоятельным; она вносит, таким образом,
прежде всего известные изменения в отношения реб¸нка с окружающими. Увеличивая двигательные
возможности реб¸нка, она вместе с тем увеличивает и его познавательные возможности, расширяя поле
его действенного контакта с окружающей действительностью и, значит, активного е¸ познания.
Овладение речью открывает новые широчайшие перспективы для подлинно человеческого умственного
развития реб¸нка: благодаря речи реб¸нок выходит за узкие рамки своего личного опыта; через
посредство речи знания всех людей, сложившиеся в результате исторического развития человечества,
могут быть переданы реб¸нку и стать его личными знаниями; служа формой общения, речь вместе с тем
доставляет реб¸нку и средство оформления своей мысли. Заодно с расширением познавательных
возможностей, которое открывает овладение речью — этим специфически человеческим достоянием,
происходит и соответствующее расширение возможностей воздействия на мир; благодаря речи у
реб¸нка появляется новая, специфически человеческая возможность: воздействуя на других людей
через посредство речи, воздействовать на мир через посредство людей. Таким образом, в реальном
развитии личности, с одной стороны, моторное развитие, выражающееся в самостоятельном
передвижении (и до того в произвольных хватательных движениях), расширяет познавательные
возможности, а с другой — развитие речи, связанное с умственным развитием реб¸нка, расширяет его
воздейственные возможности.
С новыми специфически человеческими способами общения открывается и новый план для
эмоциональных переживаний, поскольку развитие специфически человеческих чувств связано по
преимуществу с воздействием других людей и с судьбой наших собственных поступков по отношению
к ним. Именно в их воздейственном значении заключается объективный смысл и основа развития всех
выразительных средств — в мимике, пантомимике и в самой речи, в е¸ интонационных, ритмических и
прочих выразительных моментах.
В действенном контакте с вещами и в речевом общении с людьми, взаимодействующих друг с
другом, закладываются основы для перехода от простого восприятия к целенаправленному
наблюдению, которое, подмечая результаты собственных воздействий на окружающее, сравнивая
окружающие предметы и явления между собой, сопоставляя собственные впечатления с тем, что
сообщается взрослыми, осмысливает воспринимаемое. Наблюдая, реб¸нок переста¸т лишь отдаваться
впечатлениям; он переста¸т смешиваться с потоком происходящего, как бы растворяясь в н¸м, он
выделяется из него и в известной мере со стороны следит за происходящим. Для того чтобы наблюдать,
нужен активный покой, бдительность, внимание. По сравнению с первоначальной формой предметного
восприятия наблюдение означает новый этап, новую ступеньку одновременно и проникновения в
действительность, охвата е¸ и вместе с тем выделения субъекта из окружающего. В этом выделении
субъекта, в самом его формировании существенную роль играет развитие действия. Развитие у реб¸нка
наблюдения, означающего новый этап в познании окружающего, связано и с новым этапом в развитии
действия. Для того чтобы реб¸нок мог наблюдать, необходимо, чтобы он мог переходить в состояние
более или менее длительного активного покоя, для чего требуется развитие высоких форм торможения
и тонической деятельности, требуется, чтобы реб¸нок научился расчленять на время познавательную и
практическую деятельность, на время задерживать действия, двигательные реакции, чтобы отдаться
познанию и наблюдению.
Развитие наблюдения означает зарождение познавательной деятельности, которая уже не
сводится к отдельному познавательному акту восприятия, а является координированной совокупностью
или системой таких актов, объедин¸нных единством мотива и цели. Переход от восприятия к
наблюдению означает новый этап, новую ступеньку в дифференциации познавательной и практической
деятельности. Развитие наблюдения, осмысливающего восприятие посредством сравнения,
сопоставления, соотношения, уже непосредственно связано с начинающимся развитием мышления.
Дифференциация и развитие деятельности — практической и теоретической — связано с дальнейшим
выделением внутреннего плана личности.
Таким образом создаются предпосылки для нового образа жизни, для новых форм
существования, определяемых организацией дошкольного воспитания.
Если в преддошкольный период самым массивным, фундаментальным приобретением реб¸нка
является овладение предметным действием и речью, то такое же значение для дошкольника
Hosted by uCoz