Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 584 
Next page End  

новые мотивы деятельности. И на этой основе — нового образа жизни, новых форм деятельности, в
ходе которой реб¸нок овладевает историческим содержанием культуры — человеческими формами
поведения, наукой, искусствами, развиваются и перестраиваются все стороны психики реб¸нка — его
память, внимание, его мышление. В развитии мышления реб¸нка можно выделить разные этапы (см.
главу о развитии мышления у детей). Предназначенное для научного познания действительности, оно в
процессе овладения научным знанием через обучение и формируется; будучи предпосылкой познания в
обучении, оно является и его результатом. На каждом этапе развития логика науки отражается в
сознании реб¸нка в соответствии с уровнем и особенностями мысли реб¸нка, которые сложились в
результате его предшествующего развития. Вместе с тем в результате этого овладения логикой науки
мысль реб¸нка продвигается на следующий этап развития, обусловливающий возможность более
глубокого отражения логики науки в мысли реб¸нка; в результате реб¸нок продвигается от единства
«логики» его мысли и логики науки, доступного реб¸нку на одном этапе развития, ко вс¸ более
высокому уровню, представляющему вс¸ более высокое развитие его мысли и вс¸ более совершенное
отражение логики науки.
В процессе обучения и воспитания оформляются, формируются способности и свойства
личности, необходимые для перехода к трудовой деятельности. Учение — подготовка к труду, и в ходе
уч¸бы наступает период, когда подрастающий человек начинает осознавать это и задумываться над
своим будущим, над предстоящим выбором профессии, начинает намечать свой жизненный план.
Время, когда это случается, зависит от того, имеются ли у данного индивида более или менее яркие
специальные способности, и от того, как рано они выявляются. Обычно у большинства это происходит
в завершающий период школьного обучения; к этому времени у подростка начинает складываться
относительно более устойчивый круг интересов; раст¸т интерес к практической жизни, стремление
применить приобрет¸нные знания на практике, в частности у многих интерес к технике, к
конструктивной деятельности; с другой стороны, появляется интерес к мировоззренческим проблемам.
Развитие теоретического мышления, которое формируется к этому времени в процессе
овладения системой теоретического знания, созда¸т предпосылки, возможности для решения
принципиальных вопросов мировоззрения. Потребность в их разрешении стимулируется прежде всего
тем, что со вс¸ большей остротой естественно встают перед подрастающим человеком и со вс¸ большей
настойчивостью требуют своего разрешения вопросы о межлюдских отношениях — как в плане
личном, в связи с поднимающимися новыми чувствами, так и особенно в плане общественном, в связи с
необходимостью самому начать строить свои отношения к людям на новых началах, в связи с более
глубоким осознанием и оценкой господствующих общественных отношений. Осознание отношений к
другим людям приводит и к более сознательному отношению к самому себе — к развитию
самосознания. С этим развитием самосознания связаны и размышления о сво¸м дальнейшем жизненном
пути, о сво¸м жизненном плане, о сво¸м месте в общественной жизни и о мировоззрении, которое
должно на этом жизненном пути руководить человеком. Остро встают перед подростком и юношей
вопросы о себе самом: «Кем мне быть? к чему у меня способности? каковы мои возможности и какой
избрать мне путь?» Эти и аналогичные вопросы приобретают жгучую актуальность.
Время, когда подрастающий человек созревает физически и духовно для того, чтобы
полноправным гражданином включиться в общественно-трудовую жизнь, зависит, как и весь процесс
его развития, от тех исторических условий, в которых он совершается. В наших условиях время
гражданского совершеннолетия относится к 18 годам.
Сво¸ завершение и окончательную чеканку личность получает уже тогда, когда по выходе из
периода уч¸бы она включается в трудовую деятельность и общественную жизнь.
Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление, и выделяя в н¸м
различные этапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника — младшего, среднего, или
подростка, и старшего, или юношу, — нельзя забывать, что это вс¸ звенья единой цепи, единого
процесса становления человека. Подросток, например, это реб¸нок, становящийся взрослым. Каждый
период в развитии подрастающего человека — это и ступень и переход от одной ступени к другой.
Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых,
узловых изменениях, характерных для данного периода.
Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он
проходит свой индивидуальный жизненный путь,
и является формированием, развитием его
индивидуальности. В процессе этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания
содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется
сам; но в этом изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и
Hosted by uCoz