Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 584 
Next page End  

определ¸нная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования
различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отч¸тливостью выступает характерный
для данного человека общий облик его, который у цельных натур с ярко выраженной
индивидуальностью сохраняется в наиболее общих основных своих чертах на протяжении всей их
сознательной жизни.
В итоге онтогенетического развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность
— субъект практической и теоретической деятельности. Задача дальнейшего — изучение и
всесторонний анализ различных е¸ психических проявлений и свойств, различных сторон е¸
психической сознательной деятельности.
Часть III
Введение
Для того чтобы понять многообразные психические явления в их существенных внутренних
взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть
зачатки всех элементов психологии в их единстве.
При этом под «клеточкой», или «ячейкой», мы разумеем не какой-то экстракт или сгусток
«чистой» психики, а в соответствии с нашей общей концепцией такое психофизическое единство, в
которое заключены основные моменты психики в их реальных взаимосвязях, обусловленных
конкретными материальными условиями и взаимоотношениями индивида с окружающим его миром.
«Ячейкой», или «клеточкой», в этом смысле является любой акт жизнедеятельности у
животного, деятельности у человека. Каждый акт, который совершает обладающее психикой существо,
всегда включает более или менее сложное, более или менее непосредственное или опосредованное
единство сенсорных и моторных, рецептивных и действенных, познавательных и приспособительных
или воздейственных моментов. «Клеточка», или «ячейка», психологии в нашем понимании не является
чем-то неизменным, всегда себе равным. Она продукт развития, и на различных ступенях развития сама
она изменяется, приобретает различное содержание и структуру. «Клеточка», о которой мы говорим, не
абстрактный, всегда себе равный, тожественный элемент. Генетический, исторический принцип
распространяется и на не¸. Различие психики на разных ступенях развития находит себе отражение и в
различии соответствующей «клеточки».
В элементарном акте поведения существа, находящегося на низших ступенях эволюционного
ряда, в частности в рефлекторном акте, рецепция является стороной, неотделимым моментом
рефлекторной реакции. По мере восхождения ко вс¸ более высоко организованным видам поведения
происходит вс¸ большее расчленение и дифференциация образа рецепции и образа действия. Однако
между ними сохраняется теснейшая связь и взаимозависимость; при этом объективное раскрытие
образа, отраж¸нного в психике, совершается лишь через отражение в действии. В предшествующей
части, посвященной психическому развитию, мы, изучая различные по своим психологическим
особенностям формы поведения, по существу и занимались изучением этой основной «ячейки», или
«клеточки», на различных уровнях развития.
Применительно к человеку, к изучению которого мы теперь переходим, такой клеточкой
является любое действие, как единица его деятельности. Наш ответ, выдвигающий действие как акт — у
человека сознательный и действенный, отражает наше понимание человеческой личности. Человек не
рефлекторная машина, он не человек-машина Ж. О. Ламеттри, но он и не пассивное, лишь
созерцательное существо. Он сознательное, мыслящее существо, но вс¸ же не декартовский человек,
который существует, только поскольку он мыслит, и не фейербаховский чувственный человек, бытие
которого сводится к чувственной созерцательности (так же как бытие декартовского человека — к
созерцательности интеллектуальной). Он субъект практической и теоретической деятельности, субъект
практики и истории. Он позна¸т мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. В н¸м
раскрывается вс¸ более глубокий внутренний план, целый внутренний мир, который далеко выходит за
пределы любого единичного действия и никак не исчерпывается им. Но этот внутренний мир
переживания, сознания ширится и углубляется в человеке по мере того, как человек, преобразуя
внешний мир, вс¸ дальше и глубже проникает в него. Связь между действенностью и сознанием
человека сохраняется; они взаимопроникают друг друга. Само сознание человека нес¸т в себе печать
Hosted by uCoz