Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 584 
Next page End  

действенности; само действие человека становится сознательным актом, который, направляясь на
осознанную цель, исходит из осознанных мотивов и подвергается сознательному регулированию.
У человека также это единство, эта «клеточка» на различных ступенях исторического и
индивидуального развития имеет разное содержание и структуру: на ранних начальных ступенях
познавательная сторона этого единства носит чувственный характер, она выступает в виде ощущения и
чувственного восприятия; первичный акт человеческой деятельности имеет по преимуществу
чувственно-практический характер. На высших ступенях развития в познавательной стороне этого
единства вс¸ больший удельный вес приобретают интеллектуальные моменты, сначала относительно
элементарные, непосредственно вплет¸нные в ткань материальной практической деятельности; затем из
не¸ выделяется, приобретая относительную самостоятельность, идеальная, теоретическая деятельность.
Однако и при этом всякий акт конкретной деятельности всегда включает единство познавательных и
воздейственных моментов, и на высших ступенях познание становится вс¸ более действенным,
действие вс¸ более сознательным.
На вопрос — что является «ячейкой», или «клеточкой», психологии, традиционная психология
сознания отвечает: ощущение, представление, идея;
поведенческая психология говорит: реакция или
рефлекс. Каждый из этих ответов выражает определ¸нную общую концепцию. Концепция психологии
сознания утверждает чисто созерцательную, бездейственную сознательность; концепция поведенческой
психологии — бессознательную действенность, механическую активность или слепую импульсивность.
Наш ответ —
действие принципиально отличен как от одной, так и от другой из этих двух
противоположных точек зрения: в качестве предмета психологии выступает психическое переживание и
т. д., но это психическое содержание не обособляется, а включается в качестве производного
компонента в жизнь и деятельность человека.
Действие выступает у человека сначала как акт практической деятельности; затем из
практической деятельности выделяется деятельность теоретическая. Над внешним действием
надстраивается, выделившись из него, внутреннее действие.
В одном и другом случае действие как
«единица» деятельности, взятое в его психологическом содержании, — это акт, который исходит из
определ¸нных мотивов и направляется на определ¸нную цель;
учитывая условия, в которых эта цель
достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидом задачи.
Действие как такой
сознательный целеполагающий акт выражает основное специфическое отношение человека к миру: в
н¸м человек — часть мира выступает как сила, сознательно изменяющая и преобразующая мир. Такое
отношение характерно только для человека, и для человека нет ничего более характерного. В аспекте
этого отношения должно быть поэтому раскрыто вс¸ содержание психики и все специфические для не¸
отношения.
Если от этой основной «ячейки», какой является так понимаемое действие, хотеть продвинуться
ещ¸ глубже в самую толщу всех взаимоотношений, определяющих психику человека, то можно лишь,
конкретизируя специфическую природу человеческого действия, от действия перейти к поступку. Под
поступком мы разумеем при этом такое действие человека, в котором выявляется его общественная
природа, т. е. такой акт поведения, в котором ведущее значение приобретает отношение человека к
другим людям.
Каждое действие человека неизбежно включено в систему общественных отношений; всякое
отношение к вещи косвенно, опосредованно необходимо заключает в себе и то или иное отношение к
человеку. Через отношения к вещам, в человеческом обществе всегда включенным во взаимоотношения
между людьми, человек всегда соотносится с человеком. Но в некоторых действиях или актах
поведения именно это отношение становится ведущим: оно определяет мотивы поведения и вс¸
внутреннее психологическое его содержание. Эти действия мы и называем поступками. Через изучение
поступков мы глубже всего проникаем в психологию человеческой личности.
Признание действия основной «клеточкой», или «ячейкой», психологии означает, что в действии
психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.
В самом деле, всякое действие исходит из тех или иных побуждений, в силу которых оно
совершается. Психологический анализ действия, т. е. анализ психологической стороны действия, таким
образом, с внутренней необходимостью приводит к анализу побуждений, из которых оно исходит.
Побуждение к деятельности лежит первично в какой-то потребности, испытываемой субъектом,
совершающим действие, в интересах, в многообразных проявлениях направленности человека. Поэтому
психологический анализ действий человека неизбежно переходит в анализ направленности
действующего индивида. В действиях и поступках проявляется характер человека (выражающийся в
направленности его действий и поступков), его темперамент (сказывающийся в импульсивности, в силе
Hosted by uCoz