Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 584 
Next page End  

и скорости действий) и его способности (обусловливающие совершенство исполнения). Таким образом,
анализ действия вскрывает его мотивы, выявляет направленность, темперамент и характер, способности
личности, — словом, все е¸ свойства, все стороны е¸ психического облика.
Потребности — исходные побуждения к деятельности — означают испытываемую человеком
нужду в ч¸м-то вне его находящемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность на него.
В своих потребностях человек выступает одновременно как пассивное и активное, как страстное
существо. Состояние потребности — это пассивно-активное состояние. Его пассивный аспект
выражается в положительном или отрицательном — в зависимости от состояния удовлетворения
потребности — аффективном состоянии; его активный аспект — в стремлении, влечении, желании, в
которых элементы аффективной и волевой стороны психики представлены в неразрывном единстве.
Поэтому психологический анализ действия с необходимостью включает изучение аффективно-
эмоциональной и волевой стороны психики.
При этом, для того чтобы потребность поднялась над уровнем неосознанного влечения и хоть в
какой-то мере ориентировала действие на предмет, необходимо, чтобы этот предмет
дифференцировался в своих чувственных качествах, отражаясь в различных видах ощущений; сплошь и
рядом в частности не очень интенсивная потребность впервые активируется рецепцией служащего для
е¸ удовлетворения предмета. Таким образом, действие, направленное на предмет, служащий для
удовлетворения вызвавшей его потребности, необходимо предполагает чувствительность, ощущение, и
психологический анализ действия с внутренней необходимостью должен поэтому обратиться к
изучению ощущений. Однако только самые слепые инстинктивные действия пускаются в ход
отдельным сенсорным раздражителем, как то, например, запахом, независимо от более разностороннего
восприятия предмета. Уже более совершенные инстинктивные действия ориентируются по предмету в
его наиболее простых и жизненно важных (как то — пространственных) отношениях; действия же не
инстинктивные и вовсе невозможны без восприятия предмета. Поэтому психологический анализ
строения действия, дифференцирующий предметное действие от элементарной сенсомоторной
реакции, с внутренней необходимостью включает переход от рецепции к перцепции, от одного лишь
ощущения как дифференцировки раздражителя к предметному восприятию. Это две внутренние
взаимосвязанные стороны единого целого. Предметное действие необходимо включает предметное
восприятие, и наличие предметного восприятия объективно раскрывается через предметное действие.
Но для ориентировки действия на предмет, служащий для удовлетворения потребности, одного
лишь восприятия как чувственной дифференцировки предмета, выделения его из окружающего явно
недостаточно. Для этого нужно, чтобы послуживший однажды для удовлетворения потребности
предмет узнавался в дальнейшем; для этого необходимо, другими словами, наличие какой-то, хотя бы
самой элементарной, мнемической функции. Какую-то, хотя бы самую элементарную, мнемическую
функцию предполагает всякий индивидуально приобрет¸нный акт, даже условно-рефлекторная
реакция. Каждое предметное восприятие, опознающее предмет, необходимо включает е¸ в качестве
своего компонента, каждое предметное действие, ориентирующееся на определ¸нный предмет, тоже
предполагает узнавание и объективным ходом своего совершения часто обнаруживает наличие
узнавания.
Но об узнавании можно говорить только там, где служащий для удовлетворения потребности
предмет налицо, дан в восприятии. Однако плохо обстояло бы дело с удовлетворением человеческих
потребностей, если бы оно было ограничено только данными в непосредственном восприятии
предметами. Само протекание действий индивида сплошь и рядом обнаруживает их направленность на
отсутствующий предмет. Оно, значит, предполагает наличие воспроизвед¸нного образа этого предмета,
представления, т. е. воспроизведение, а не только узнавание.
Далее, протекание действия, в случаях его повторности в тех же или однородных условиях,
сплошь и рядом обнаруживает изменение его последующего протекания в зависимости от результатов
предшествующего и закрепление в дальнейшем того образа действия, который дал благоприятные
результаты. Этот факт обучаемости в плане действия включает и предполагает у индивида память.
Памятью можно было бы ограничиваться в психологическом анализе лишь таких действий,
которые объективно выражались бы в приспособлении. Но там, где, как это наблюдается в
специфичных для человека действиях, имеет объективно место не просто приспособление к
действительности, а изменение, преобразование е¸, там психологический анализ действия с
необходимостью приводит от воспроизводящего к преобразующему отображению действительности —
от памяти к воображению. Действие, преобразующее действительность, создающее что-то новое, — это
внешняя, объективная форма существования воображения, которое в этом действии формируется и
Hosted by uCoz