Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 584 
Next page End  

начать изучение различных сторон психики с анализа отдельных функций и процессов, выделяемых
научным анализом из реального целого, в которое они включены, и их рассмотрение — в известной
абстракции от других его сторон. Но понятия функции и процесса, к которым приводит аналитическое
изучение психики, требуют ещ¸ предварительного уточнения.
Понятие функции в психологии возникло в противовес единовластию ассоциативной
психологии. Рассмотрение психических процессов как функций означало введение в психологию
функциональной «физиологической» точки зрения [«Мы можем, — писал Э. Б. Титченер в 1897 г. в
статье «The Postulates of structural Psychology» («Постулаты структурной психологии»), — установить в
современной психологии точное соответствие с современной биологией. Как в одной, так и в другой
существуют три способа рассмотрения... Первая цель экспериментальной психологии заключается в
анализе структуры психики, в выделении из сознания элементарных процессов... Е¸ задача —
вивисекция». В результате психика превращается в совокупность элементарных процессов,
протекающих при определ¸нных условиях в организме. Но наряду с этим он призна¸т, что правомерно
заняться и вопросами «духовной физиологии», т. е. проблемой функции. Он даже предсказывает
функциональной психологии «большое будущее», но считает, что «на сегодняшний день (в 1897 г.)
лучшие надежды психологии связаны с продолжением структурного анализа психики».]
в противовес
«анатомической» точке зрения ассоциативной психологии, которая посредством своего рода
вивисекции расчленила психику на отдельные элементы. Но при этом функции обычно в
функциональной психологии надстраивались над содержанием сознания, которое по-прежнему
мыслилось как совокупность элементов, данных в ощущениях, представлениях и т. д. Функции, таким
образом, противопоставляются содержанию явлений сознания как чистые акты или деятельности
«чистого сознания». В этом заключается первая, чреватая серь¸зными последствиями, идеалистическая
ошибка, с которой связана традиционная форма функциональной концепции в психологии.
С идеализмом традиционная функциональная психология соединяет механицизм. Разложение
сознания на пучок функций является не менее механистической концепцией, чем разложение его на
совокупность элементов или «явлений», если сознание при этом рассматривается только как простая
сумма или связка функций.
Одновременно и идеалистический и механистический характер традиционной функциональной
психологии заставляет поставить вопрос о том, в какой мере наша психология может быть психологией
функций.
Мы сохраняем понятие функции, но, уточняя его, ограничиваем поле его применения. Учитывая
физиологический аспект, в н¸м выраженный, мы и ограничиваем понятие функции только теми
психофизическими проявлениями, которые однозначно определяются в плане психофизиологического
функционирования. Мы будем в соответствии с этим пониманием функции говорить о
чувствительности, как определ¸нной органической функции, имеющей однозначный смысл в плане
психофизиологического функционирования. Возможно также говорить о мнемической функции, имея в
виду то специфическое явление, что, по-видимому, в силу функциональных свойств нервной системы
данные чувствительности закрепляются и затем, при соответствующих условиях, воспроизводятся.
Аналогично можно говорить о тонической функции, проявляющейся в темпераменте, в аффективной
возбудимости и пр. Вс¸ это примеры функций в точном, собственном смысле слова.
Учение о психофизических функциях в таком понимании, так понятая психофизиология должна
являться первой основной существенной частью общей системы психологии. Учение о
психофизических функциях образует первый план, как бы основание системы психологии. Его
разработка — большая и существенная задача дальнейших исследований.
Наличие чувствительности как функции не превращает, однако, восприятия в функцию.
Восприятие уже сложный процесс, в котором участвуют различные стороны психической деятельности.
В н¸м участвует чувствительность, но предпосылкой его является, как мы уже видели и ещ¸ увидим
дальше, известный уровень развития тонической функции; помимо того, в процессе восприятия
участвует осмысливание, воспроизведение прошлого опыта и т. д. Восприятие не является функцией в
том же смысле, в каком функцией является чувствительность. Правильнее будет трактовать его как
сложный, но вс¸ же специфический процесс.
Точно так же существует, очевидно, в плане психофизиологического функционирования
мнемическая функция,
являющаяся общей психофизиологической основой многообразных процессов,
которые относятся к области памяти. Сюда включаются процессы запоминания и заучивания,
существенно отличающиеся от запечатления материала, которое можно было бы отнести к одной лишь
мнемической функции: в них участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью; они
Hosted by uCoz