Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 584 
Next page End  

являются волевыми операциями и т. д. Это сложные процессы, в которых участвуют разные функции и
разные стороны сознания. Мы поэтому выделяем, как не сводимый к функциям, существенный объект
изучения психологии —
психические процессы.
Психические процессы возникают на функциональной
основе, но не сводятся к ней.
Наметив таким образом в системе понятий, которыми должна будет в дальнейшем оперировать
психология, дифференциацию функций и процессов, мы не сочли необходимым отразить это
существенное для внутреннего содержания системы психологии деление во внешней структуре
настоящей книги. Поскольку в ней фактически внимание сосредоточено на изучении процессов и
деятельности, а функции рассматриваются лишь как основы и компоненты процессов, мы не выделяем
их структурно. Это отнюдь не значит, что мы не прида¸м их специальному изучению особого значения.
В данной работе в связи с основной теоретической задачей, которую она себе ставит, надо было центр
тяжести перенести на изучение других образований следующего, надстраивающегося над функциями,
плана. Вообще же мы прида¸м очень большое принципиальное значение изучению психофизических
функций в их отношении к аппаратам, с одной стороны, к более сложным психическим процессам, с
другой. Такое изучение функций должно и могло бы вскрыть переход от физического
(физиологического) к качественно от него отличному, но неразрывно с ним связанному психическому.
Разрешить эту проблему в духе подлинного психофизического единства можно, впрочем, лишь в плане
широкого генетического исследования.
Психические процессы, как и функции, могут найти себе выражение в специфическом
содержании: функция чувствительности — в ощущениях, процессы памяти — в воспроизвед¸нных
образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав
психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах, — образы
восприятия, представления и т. п., составляют е¸ содержание. Все психические процессы, как и
функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием. Этим преодолевается
один из существеннейших пороков той функциональной психологии, которая, противопоставляя
функции содержанию, превратила их в «чистые» акты.
Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и
можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные,
эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления,
аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект,
чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и
эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не
сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и
взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, — так же как
интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты,
а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас ид¸т
не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о
том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством
интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.
Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные,
эмоциональные и волевые процессы, речь собственно ид¸т о характеристике единых и в то же время
многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе
интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может
быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный,
эмоциональный или волевой по тому преобладающему в н¸м компоненту, который накладывает в
данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.
Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические
функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых
и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс
мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например,
от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно
осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности,
разрешающей определ¸нную производственную задачу, деятельности изобретателя,
рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе уч¸ного, разрешающего
какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения
добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности,
Hosted by uCoz