Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 584 
Next page End  

рецептора, а не предметом собственно психологического исследования.
Как ни парадоксально это звучит для всякого, стоящего на традиционных психологических
позициях, — собственно психологическое исследование начинается лишь там, где ощущения, вообще
психические явления берутся в их отношении к объективной действительности, которую они
специфическим образом отражают. Только там, где в частности ощущения берутся в таком аспекте, как
отражение качеств вещей, опосредованное деятельностью органов чувств, а не только как функция этих
органов, мы переходим от физиологии органов чувств к собственно психологическому изучению
ощущений (и восприятий). Только изучая восприятие цвета вещей,
можно дать действительно
психологическую, а не абстрактно психофизиологическую трактовку ощущения цвета.
Наше положение в силу своей общности относится, само собой разумеется, не только к
зрительным ощущениям, но в равной мере и ко всем другим, вообще ко всем психическим процессам и
явлениям. В частности, например, подлинно психологическое исследование слуха начинается там, где
мы переходим от ощущений звука «вообще», могущего в этой абстракции от объективной сферы, в
которую он включ¸н, служить лишь индикатором какого-то изменения чувствительности в плане
физиологии органов чувств, к ощущению и восприятию звуков музыки и речи,
т. е. определ¸нных
объективных сфер, на которые направлено сознание. Неправильно было бы думать, как думают обычно,
что там, где начинается изучение звуков музыки или речи, начинается область какой-то специальной
или прикладной психологии (психологии музыки, речи и т. п.) и кончается область общей психологии.
В действительности область общей психологии (в отличие от психофизиологии как специальной
области психологии, пограничной с физиологией органов чувств) здесь именно и начинается. Но при
этом, конечно, общая психология слуха изучает ощущения звуков музыки и речи в их общих
закономерностях, которые, однако, лишь на этом специфическом материале могут быть раскрыты.
Этот своеобразный сдвиг и специфическая ориентация психологического исследования
относится в силу своей принципиальной общности, конечно, не только к сенсорике, но и к сознанию в
целом. Сознание человека в целом имеет направленную на объект структуру человеческого действия.
Так, всякий мыслительный акт является по существу своему решением задачи, которая выходит за
пределы субъекта: в процессе е¸ решения объективное предметное содержание задачи опосредует и
определяет мыслительный процесс. В силу этого логика вещей объектов мысли входит в психику
индивида определяющим началом и более или менее адекватно отражается в его мышлении.
Аналогично: порожд¸нное общественной жизнью объективное моральное содержание входит в волю
человека, потому что оно объективно заключено в целях, которыми детерминируется волевое действие;
через цели действия объективное содержание входит во внутреннее содержание сознания и
определяет его.
Из объекта — в процессе действенного и познавательного проникновения в него —
черпает сознание сво¸ предметно-смысловое содержание. Сознание человека формируется в
практической и теоретической деятельности. Поэтому система психологии не может ограничиться
изучением психических процессов: она должна включить и психологию деятельности.
Третья часть настоящей книги, посвящ¸нная изучению восприятия, памяти, мышления и т. д.,
изучает или по крайней мере стремится в той мере, в какой это на данном этапе оказалось возможным
автору, изучить их в плане действия, как компоненты практической деятельности и формы
деятельности теоретической. Тем не менее область психологии не может быть ограничена сферой тех
проблем, которые эта третья часть охватывает. Она вс¸ же ставит себе целью в правомерной научной
абстракции изучение воображения, мышления, эмоций как специфических сторон психики. Но
воображение плюс мышление, плюс чувство и т. д., взятые в их общих закономерностях, не дают ещ¸ в
сумме психологии игры, например. В игре, в учении, в труде — вообще в каждом виде деятельности все
эти психические процессы даны в новых связях, определяемых не психическими процессами самими по
себе, а теми реальными, материальными условиями, в которых реально совершается данная
деятельность, представляющая специфическое отношение человека к действительности; специфическое
же отношение к действительности определяется системой общественных отношений, в которые
включ¸н человек. Поэтому перед нами в IV части вста¸т задача изучения психологии человеческой
деятельности в новом специфическом плане.
Понятие деятельности сплошь и рядом употребляется в очень широком и неопредел¸нном
смысле. Так, подобно тому как в физиологии, например, говорят о высшей нервной деятельности, о
сердечной и секреторной деятельности и т. п., в психологии стали говорить о психической
деятельности, отожествляя при этом деятельность и активность. Мы различаем эти понятия. Хотя
первичным и основным видом человеческой деятельности является материальная практическая
деятельность, неправильно было бы ограничивать деятельность практической деятельностью,
Hosted by uCoz