Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 584 
Next page End  

производящей материальный продукт. Но нельзя вместе с тем, с другой стороны, отожествлять
деятельность человека в подлинном специфическом смысле этого слова с активностью субъекта
вообще. Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика.
Деятельность и действие предполагают воздействие, изменение действительности, порождение
объективированного продукта — будь то материальной или духовной культуры, — который входит в
общественный оборот. Последнее обстоятельство — вхождение в общественный оборот, т. е.
включение в общественную жизнь и выполнение в ней определ¸нных общественных функций, является
тоже существенным моментом деятельности. Именно из общественных функций, выполняемых
деятельностью, рождается е¸ специфическая мотивация. Наблюдение, мышление и т. д. не смогли бы и
психологически превратиться в особую теоретическую деятельность, если бы в ходе общественного
развития теоретическая деятельность не выделилась в процессе разделения труда как особая
общественная функция. Поэтому деятельность — в том числе и теоретическая — должна иметь
доступную для внешнего мира материальную форму существования. Изучение психологии
деятельности в этом плане ставит перед нами в IV части новые задачи. Эта часть не
противопоставляется предыдущей, а, продолжая, вбирает е¸ в себя, включая в новые связи.
Но всякое действие и всякая деятельность предполагают действующего индивида, субъекта этой
деятельности. Сам этот субъект и его психические свойства и проявляются и формируются в
деятельности. От изучения психологии деятельности мы переходим к изучению психических свойств
личности. В итоге система психологии включает помимо общего учения о психике,
о сознании и
самосознании,
учение: 1)
о психофизических функциях,
2) о психических процессах, 3) о психическом
строении деятельности и 4) о психических свойствах личности.
Возникает ещ¸ один вопрос: какова должна быть логика, последовательность изложения системы
психологических знаний? Поскольку личность бесспорно является субъектом деятельности и сознания,
— тем, кто мыслит, чувствует, действует, от кого исходят действия, — на первый взгляд
представляется естественным и правильным начинать с личности как реального и конкретного субъекта
всех его действий, мыслей и чувств. И точно так же, поскольку каждое действие и всякая деятельность
исходит из тех или иных побуждений, на первый взгляд представляется правильным начинать с
потребностей и интересов, как исходных побуждений, и уже затем переходить, скажем, к ощущению,
эмоции, воле. На самом деле это совсем не так. В процессе познания, т. е. познавательного
проникновения мысли в свой предмет, то, что в действительности является исходным пунктом для
мышления, которое должно проникнуть в свой предмет, освоив и раскрыв все его определения,
неизбежно выступает как результат. Потребность, служащая исходным побуждением к действию, — это
испытываемая или осознаваемая нужда в ч¸м-нибудь, т. е. нужда, отраж¸нная в психике в
ощущениях (в частности органических, поскольку дело касается органических потребностей), в
эмоциях и т. д. Пока содержание этих психических явлений, в которых проявляется потребность, не
раскрыто, потребность — и точно так же интерес — будут неизбежно выступать в качестве пустой,
бессодержательной абстракции или в качестве биологических либо социологических категорий,
неправомерно психологизируемых.
Поэтому не несмотря на то, что потребность в действительности является исходным для целого
ряда психических проявлений, а именно поэтому мы в ходе психологического познания не исходим из
не¸, а ид¸м к ней, раскрывая е¸ многообразные психические проявления. Познание же психологии
личности в целом выступает у нас как конечный результат не несмотря на то, а именно потому,
что
психология личности в е¸ реальной конкретности является исходным предметом психологического
изучения.
При всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно
выпадает всякое конкретное психологическое содержание; психология личности подменяется
метафизическими или социологическими рассуждениями о личности, которая при этом неправомерно
психологизируется. Это и не может быть иначе. Лишь выделив сначала пут¸м анализа из уже данного
живого конкретного целого личности более абстрактные определения е¸ психологии — отдельные
функции, процессы, — психологическое познание может, пройдя через многообразные определения
различных сторон психики, раскрыть психологию личности в е¸ конкретной целостности.
Таковы методологические основания того пути, которым мы ид¸м, — от аналитического
изучения психических процессов (в которые мы включаем как компонент функции) к психологии
деятельности; от психологии деятельности — к психическим свойствам личности, определяющим
общий е¸ психологический облик, к самосознанию личности, в котором она выступает, отраж¸нная в
сво¸м самосознании, как конкретное живое единство.
Hosted by uCoz