Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 584 
Next page End  

когда на него действует электрический или механический раздражитель, т. е. в отсутствие физического
света. Ощущение света призна¸тся выражением специфической энергии сетчатки: оно — лишь
субъективное состояние сознания. Включение физиологических процессов в соответствующем аппарате
в число объективных, опосредующих условий ощущения превращается, таким образом, в средство
отрыва ощущения от его внешней причины и признания субъективности ощущения. Из связи субъекта с
объектом ощущение превращается во включ¸нную между субъектом и объектом завесу.
На этой основе и сложилась та концепция, которую сформулировал Гельмгольц. Плеханов,
опираясь на не¸, выдвинул свою теорию иероглифов, которую Ленин подверг острой критике:
«Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравниться с моделью, но одно дело
изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо и неизбежно предполагает
объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия,
вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма». [В. И. Ленин, Соч., т. XIII, 1931. стр. 193.]
Стоит подойти к интерпретации того позитивного фактического положения, которое лежит в
основе субъективно-идеалистической надстройки, возвед¸нной над нею И. Мюллером, чтобы те же
факты предстали в совсем ином освещении. В процессе биологической эволюции сами органы чувств
формировались в реальных взаимоотношениях организма со средой, под воздействием внешнего мира.
Специализация самых органов чувств совершалась под воздействием внешних раздражителей;
воздействие внешнего мира формирует сами рецепторы. Рецепторы являются как бы анатомически
закрепл¸нными в строении нервной системы отпечатками эффектов процессов раздражения. Нужно,
собственно, говорить не столько о специфической энергии органов чувств, сколько об органах чувств
специфической энергии. «Специфическая энергия» органов чувств или нервов, взятая в генетическом
плане, выражает, таким образом, пластичность нерва по отношению к специфичности внешнего
раздражителя. Источников специфичности нужно первично искать не внутри, а во вне. Она
свидетельствует не о субъективности ощущения, а об его объективности. Эта объективность, конечно,
не абсолютная. Ощущение и степень его адекватности действительности обусловлены и состоянием
рецептора, а также и воспринимающего организма в целом. Существуют и иллюзии и галлюцинации,
существуют обманы чувств. Но именно поэтому мы и можем говорить о некоторых показаниях чувств
как иллюзиях, галлюцинациях и обманах чувств, что они в этом отношении отличаются от других
объективных, адекватных действительности показаниях органов чувств. Критерием для различения
одних от других служит действие, практика, контролирующая объективность наших ощущений как
субъективного образа объективного мира.
Элементы психофизики
Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о
характере этой зависимости, т. е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это
центральный вопрос так называемой психофизики. Е¸ основы заложены исследованиями Э. Г. Вебера и
Г. Т. Фехнера. Оформление она получила в «Элементах психофизики» (1859) Фехнера, оказавших
значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики — это вопрос о
порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги
различения.
Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает
ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества
вибраций окружающих нас тел, не видим невооруж¸нным глазом множества постоянно вокруг нас
происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность
раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения
называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог да¸т количественное выражение для
чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной
порогу:
J
I
E
,
где E — чувствительность и J — пороговая величина раздражителя.
Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность,
возможная для ощущения данного качества. В существовании порогов рельефно выступает
диалектическое соотношение между количеством и качеством. Эти пороги для различных видов
ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у
одного и того же человека в разное время, при различных условиях.
За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определ¸нного вида (зрительное, слуховое
Hosted by uCoz