Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 584 
Next page End  

адаптации,
в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление
это выражается в изменении чувствительности — понижении или повышении е¸. Примером может
служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время
как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.
Уменьшение интенсивности ощущения при длительном воздействии раздражителя находит себе
объяснение в уменьшении частоты нервных импульсов, пробегающих по афферентному нерву,
идущему от рецептора в центральную нервную систему. Эдриан (Adrian) установил, что все рецепторы
могут быть разбиты на две группы: 1) рецепторы с быстрой адаптацией к раздражителю и быстрым
привыканием к нему, что выражается ослаблением ощущения при продолжающемся раздражении
органа чувств (тактильные рецепторы), и 2) рецепторы с медленной адаптацией, при деятельности
которых ощущение почти не ослабевает (проприорецепторы).
С адаптацией тесно связано и явление контраста,
которое сказывается в изменении
чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу
контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после
горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в
более или менее длительном последействии раздражений. Так же как ощущение не сразу достигает
своего окончательного значения, оно не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится
некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании
раздражений одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как,
например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.
Дифференциация и специализация рецепторов не исключает их единства, выражающегося в их
взаимодействии. Это взаимодействие рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое
раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого. Так, зрительные раздражения влияют на
пороги слуховых, а слуховые раздражения — на пороги зрительных (Лазарев, Кравков), точно так же на
пороги зрительных ощущений оказывают влияние и обонятельные ощущения (см. дальше).
На взаимодействии рецепторов основан метод сенсибилизации одних органов чувств и, в первую
очередь, глаза и уха пут¸м действия на другие органы чувств слабыми или кратковременными,
адекватными для них, раздражениями.
Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в так называемой синестезии. Под синестезией
разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной
модальности перекосятся на другую, разнородную, — например, при цветном слухе качества
зрительной сферы — на слуховую. Формой синестезии, относительно часто наблюдающейся, является
так называемый цветной слух (audition coloree). У некоторых людей (например у А. Н. Скрябина; в ряде
случаев, которые наблюдал А. Бине; у мальчика, которого исследовал А. Ф. Лазурский; у очень
музыкального подростка, которого имеет возможность наблюдать автор) явление цветного слуха
выражено очень ярко. Отдельные выражения, отражающие синестезии различных видов ощущений,
получили права гражданства в литературном языке; так, например, говорят о кричащем цвете, а также о
т¸плом или холодном колорите и о т¸плом звуке (тембре голоса), о бархатистом голосе.
Теоретически природа этого явления не вполне выяснена. Иные авторы склонны объяснять его
общностью аффективных моментов, придающих ощущениям различных видов один и тот же общий им
эмоционально-выразительный характер.
Взаимодействие рецепторов выражается, наконец, в той взаимосвязи ощущений различных
рецепторов, которое постоянно происходит в каждом процессе восприятия любого предмета или
явления. Такое взаимодействие осуществляется в совместном участии различных ощущений, например
зрительных и осязательных, в познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то — форма,
фактура и т. п. (Даже тогда, когда непосредственно в восприятии участвует лишь один рецептор,
ощущения, которые он нам доставляет, бывают опосредованы данными другого. Так, при осязательном
распознавании формы предмета, когда зрение почему-либо выключено, осязательные ощущения
опосредуются зрительными представлениями.) В самом осязании имеет место взаимодействие
собственно кожных ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к
которым при ощущении поверхности предмета примешиваются ещ¸ и температурные ощущения. При
ощущении терпкого, едкого и т. п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям
присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и л¸гкие болевые. Это
взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В области зрения, например,
расстояние влияет на цвет, ощущения глубины — на форму и т. д. Из всех форм взаимодействия эта
последняя, конечно, важнейшая, потому что без не¸ вообще не существует восприятия
Hosted by uCoz