Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 584 
Next page End  

принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия.
Преодоление бихевиористской концепции поведения является вместе с тем и преодолением
интроспективной концепции сознания.
Наша психология включает, таким образом, в область своего изучения и определ¸нный, а именно
психологический аспект или сторону деятельности или поведения. Путь нашей психологии не может
заключаться в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в
замкнутом внутреннем мире. Ошибка поведенческой психологии заключалась не в том, что она и в
психологии хотела изучать человека в деятельности, а в том, как она понимала эту деятельность, и в
том, что она хотела деятельность человека в целом подчинить закономерностям биологизированной
психологии. Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности
деятельности. Наше понимание деятельности, психологические особенности которой изучает
психология, при этом так же радикально отличается от механистического понимания поведения, как
наше понимание психики от е¸ субъективно-идеалистической трактовки.
Решение вопроса не может заключаться в том, чтобы дать «синтез» одной и другой концепции.
Такой «синтез», поскольку он утверждал бы, что нужно изучать и деятельность и сознание, объективное
обнаружение поведения и, помимо того, его субъективное выражение, фактически неизбежно прив¸л
бы к объединению механистического понимания деятельности с идеалистическим пониманием
сознания. Подлинного единства сознания и поведения, внутренних и внешних проявлений можно
достигнуть не внешним, механическим объединением интроспективного идеалистического учения о
сознании и механистического бихевиористского учения о поведении, а лишь радикальным
преодолением как одного, так и другого.
Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека раскрывается для нас в
самом их содержании.
Всякое переживание субъекта всегда и неизбежно является, как мы видим, переживанием чего-то
и знанием о ч¸м-то. Сама внутренняя его природа определяется опосредованно через отношение его к
внешнему, объективному миру. Я не могу сказать, что я переживаю, не соотнеся своего переживания с
объектом, на который оно направлено. Внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с
внешним, объективным. С другой стороны, анализ поведения показывает, что внешняя сторона акта не
определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключ¸нным в н¸м
отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание,
которое выражается в его мотивах и целях. Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто
лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою
единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в
определ¸нности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и
внешнего, субъективного и объективного.
Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве
сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на
единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение,
одно — в идеальном, другое — в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается
традиционный картезианский дуализм.
Психофизическая проблема
Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он
включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он
отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую
психофизическую проблему, т. е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.
Различное решение этого вопроса служит основным водоразделом между материализмом и
идеализмом. Материализм утверждает первичность материи и рассматривает психику, сознание, дух,
идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков, наоборот, утверждает первенство и
независимость идеи, духа, сознания, психики.
С тех пор как Декарт резко противопоставил друг другу материю и дух как две различные
субстанции, психофизическая проблема приобрела особенную остроту. В принципе, в философском
плане душа и тело, психика и организм были дуалистически разъединены. Между тем факты сначала
обыденной жизни, а затем и данные вс¸ более углубл¸нного научного исследования на каждом шагу
свидетельствовали о наличии между ними определ¸нных взаимоотношений. Особенно яркие
Hosted by uCoz