Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 584 
Next page End  

Статические и кинестетические ощущения
Статические ощущения
Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных
движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные
ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и
отчасти от кожи.
В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой
чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является
лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы.
Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит
перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения,
от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает,
насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.
Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит
преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который
переда¸т раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.
Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан
соответствующими путями вестибулярный аппарат.
В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по
отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения
собственного тела служат полукружные каналы.
Кинестетические ощущения
Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются
возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.
[Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осозна¸тся, то И. М. Сеченов
назвал — очень удачно — мышечное чувство «т¸мным».]
Благодаря кинестетическим ощущениям
человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы,
поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений,
происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль
в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется
центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений
влеч¸т за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти
это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном
взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под
контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на
практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях,
выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические
ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и
представлений.
Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из
первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной
статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются,
во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, пут¸м многократного сочетания
оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором
не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений
— вс¸ это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же
мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И.
М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.
Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с
экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив
музыкальное произведение, переста¸т руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры,
Hosted by uCoz