Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 584 
Next page End  

Сеченов, — и сидит этот орган на руке как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться
и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определ¸нным образом каждое такое
перемещение». «Если орган зрения по даваемым им эффектам, — писал он в другом месте, — можно
было бы уподобить выступающим из тела сократительным щупалам с зрительным аппаратом на конце,
то руку как орган осязания и уподоблять нечего, она всем своим устройством есть выступающий из тела
осязающий щупал в действительности». (И. М. Сеченов, Физиологические очерки. С. 267-268) В
последнее время в советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была
посвящена специальная работа Л. А. Шифмана: «К проблеме осязательного восприятия формы»
(«Труды Госуд. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. XIII, Л. 1940. Там же его статья «К
вопросу о тактильном восприятии формы»). Л. А. Шифман экспериментально показывает, что рука как
орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются
зрительными образами и включаются в построение образа вещи.] Отличие руки от других участков тела
заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению
на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи
органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной
действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного
прикосновения. В силу этого она да¸т нам особенно ценное знание существеннейших свойств
материального мира. Тв¸рдость, упругость, непроницаемость — основные свойства, которыми
определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые
она нам доставляет. Различие тв¸рдого и мягкого распозна¸тся по противодействию, которое встречает
рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных
поверхностей.
Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными,
кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности,
отражают и множество других свойств, посредством которых мы распозна¸м предметы окружающего
нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры да¸т нам ощущения влажности.
Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью да¸т нам возможность распознавать
жидкие тела в отличие от тв¸рдых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для
ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение
липкости.
Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки
движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то вязкости, маслянистости,
гладкости и шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распозна¸м в
результате вибраций, которые получаются при движении руки по более или менее шероховатой
поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.
В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является
одним из важнейших органов познания окружающего. Уже на руках матери младенец тянется своими
ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие
школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают,
поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета
имеют место и в экспериментальной ситуации.
Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Й. Фолькельт, Р. Гиппиус
и др.), которые, всячески подч¸ркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания,
стремились свести на-нет предметно-познавательное значение, наши исследования [С. Н. Шабалин,
Предметно-познавательные моменты
в восприятии формы дошкольником // Уч¸ные записки кафедры
психологии Педагогического института им. Герцена, т. XVIII, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, Л.
1939;
Ф. С.
Розенфельд, Взаимоотношения восприятия и памяти в узнавании предметов] показывают,
что даже у детей-школьников осязание является процессом действенного познания окружающей
действительности. Многочисленные данные протоколов Ф. С. Розенфельд и С. Н. Шабалина отч¸тливо
выявляют познавательные установки реб¸нка в процессе осязания: он не отда¸тся только попросту
переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится
посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех
случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отч¸тливо
вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.
Hosted by uCoz