Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 584 
Next page End  

«Руслан и Людмила». Скульптура Ардальона К.
«Тройка». Скульптура Ардальона К.
На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс
обучения слепых, и в ещ¸ большей мере — слепо-глухонемых, поскольку обучение их чтению и,
значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается
у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).
Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепо-глухонемыми. «Слушание» речи слепо-
глухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что слепо-глухонемой прикладывает
руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и пут¸м тактильно-
вибрационного восприятия улавливает речь.
Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития
и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная
биография слепо-глухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем
возможностей осязательно-двигательной системы обучения.
Обонятельные и вкусовые ощущения
Обонятельные ощущения
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической
чувствительности. У низших животных обоняние и вкус, вероятно, не расчленены. В дальнейшем они
дифференцируются. Одно из биологически существенных различий, устанавливающихся между ними,
заключается в том, что вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние
функционирует на расстоянии. Обоняние принадлежит к дистантрецепторам.
У животных, особенно на низших ступенях эволюционного ряда, биологическая роль обоняния
очень значительна. Обонятельные ощущения в значительной мере регулируют поведение животных при
отыскании и выборе пищи, при распознавании особей другого пола и т. д. Первоначальный зачаток
коры большого мозга у рептилий является по преимуществу центральным органом обоняния.
Hosted by uCoz