Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 584 
Next page End  

зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов.
Вкусовые ощущения, порождаемые химическими веществами, поступающими из внешней
среды, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный
фон самочувствия. Обычай сочетать празднество с пиршествами свидетельствует о том, что практика
учитывает способность вкусовой чувствительности, связанной с воздействием на вегетативную
нервную систему, влиять на чувственный тон общего самочувствия.
Роль вкусовых ощущений в процессе еды обусловлена состоянием потребности в пище. По мере
усиления этой потребности требовательность уменьшается: голодный человек съест и менее вкусную
пищу; сытого прельстит лишь то, что покажется ему соблазнительным во вкусовом отношении.
Как и обонятельные ощущения, связанные с воздействиями на вегетативную нервную систему,
вкусовая чувствительность может тоже давать разнообразные более или менее острые и приятные
ощущения. Бывают люди — гурманы, которые особенно их культивируют, чтобы извлечь из них
максимум наслаждений. Такое сосредоточение интересов человека на вкусовых ощущениях возможно,
конечно, лишь в условиях праздной и бедной содержанием, духовно нищенской жизни. Нормально
человек, живущий более или менее значительными общественными, культурными интересами, жив¸т
не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить и работать. Поэтому тонкие оттенки вкусовых
ощущений в системе человеческого поведения играют очень подчин¸нную роль.
Слуховые ощущения
[В подготовке настоящего раздела о слуховых ощущениях существенную помощь нам оказала
наша сотрудница В. Е. Сыркина, сочетающая свою психологическую специальность с музыкальной.
Благодаря любезности Б. М. Теплова нам удалось также частично использовать в этом разделе его ещ¸
не опубликованную работу.]
Особое значение слуха у человека связано с тем, что он служит для восприятия речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых
волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение
воздуха.
Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой
колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем
больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее.
Сила звука прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от расстояния уха от
источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука
существуют специальные приборы, дающие возможность измерять е¸ в единицах энергии.
Звуковые волны различаются, во-вторых, по частоте или продолжительности периода
колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду
колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 сек. или в период колебания дают
звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний)
отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода
колебания) отражаются в виде низких звуков.
Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих,
формой колебаний, т. е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны
времени, а ординаты — удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма
колебаний звуковой волны отражается в тембре звука — том специфическом качестве, которым звуки
той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от
друга.
Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона
имеют различный тембр, то можно определ¸нно сказать, что они вызываются колебаниями различной
формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний
их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и
многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.
Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и
непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний.
Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые — в шумах.
Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим пут¸м по методу Ж. Б.
Hosted by uCoz