Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 584 
Next page End  

5
скрипка
10
6
»
10
7
»
11
8
»
11
9
фортепиано
12
10
скрипка
12
11
фортепиано
13
12
»
17
13
»
17
14
теория и композиция
17
15
фортепиано
17
16
»
21
17
»
21
Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог
направления (В. Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различия
в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.
По данным целого ряда исследователей (Джильберта, Гентшеля, Мейснера, Майнуоринга и др.),
чувствительность к различению высоты вырастает с возрастом (у детей от 6 до 14 и 17 лет). Притом это
возрастание чувствительности (и, значит, снижение порогов) находится в значительной зависимости от
занятия музыкой; у детей, занимающихся музыкой, оно увеличивается больше, чем у тех, которые
музыкой не занимаются (Мейснер). Упражнение заметно повышает чувствительность к различению
высоты. Об этом свидетельствуют данные ряда авторов (начиная со К. Штумпфа). Особенно
показательны в этом отношении опыты Б. М. Теплова. В результате специально провед¸нных очень
простых упражнений, на которые в общем затрачивают лишь несколько часов, Теплов получил резкое
снижение порогов. У одного его испытуемого при первом испытании порог равнялся 32 центам, при
втором 28, при третьем 22, при четв¸ртом 16 центам (всего на упражнение с этим испытуемым было
потрачено около 4 часов). У другого испытуемого порог снизился с 20 до 12, у двух других с 14 до 10, у
одного испытуемого с исключительно большим порогом в 226 центов он в результате 7 сеансов, на
которые было потрачено 8 часов, снизился до 94 центов. Таким образом, чувствительность к
различению высоты является функцией, весьма поддающейся упражнению.
Отч¸тливое восприятие высоты требует некоторого минимума колебаний. Этот минимум при
различных частотах различен. Данные различных авторов по этому вопросу не вполне однородны.
Абрагам указывает как минимум два полных колебания. Позднейшие авторы указывают большее число
колебаний — 4, 5, 30 и более, до 300, — в зависимости от частоты.
Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных
компонента — собственно высоту и тембровую характеристику.
В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых
свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число
частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату. В шумовом и речевом слышании эти два
компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из е¸
тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б. М. Теплов). Оно
совершается в процессе исторического развития музыки, как определ¸нного вида человеческой
деятельности.
Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф. Брентано и вслед за ним Г. Ревеш,
исходя из принципа октавного сходства звуков. Ревеш различает качество и светлость звука. Под
качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки
в пределах октавы. Под светлостью — такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной
октавы от звуков другой. Так, например, все ноты «до» качественно тожественны, но по светлости
отличны. Ещ¸ К. Штумпф подверг эту концепцию ж¸сткой критике. Конечно, октавное сходство
существует (так же, как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.
М. Мак-Маер, К. Штумпф и особенно В. Келер дали другую трактовку двухкомпонентной
теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость).
Однако эти исследователи (так же как и Е. А. Мальцева), проводя различение двух компонентов
высоты, оставались в чисто феноменальном плане: к одной и той же объективной характеристике
звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б. М.
Hosted by uCoz