Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 584 
Next page End  

Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты
изменяется число доступных уху частичных тонов. Поэтому различие тембровой окраски звуков
различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она
представляет собой результат переноса.
[Б. М. Теплов, Ощущение музыкального звука. «Уч¸ные
записки Госуд. научно-иссл. института психологии», т. I, M. 1940, стр. 115—150.]
В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные
инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же
самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом
сказывается взаимосвязь различных сторон звука — его звуковысотных и тембровых свойств.
3. Тембр. Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от
взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е.
число, порядок и относительную силу, входящих в его состав частичных тонов (гармонических и
негармонических).
По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к
основному, и от относительной силы каждого из них.
В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль.
Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н. А. Гарбузова, верхние натуральные призвуки,
имеют большое значение также и в восприятии гармонии.
Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом сво¸м составе является
созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в н¸м слухом
акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука.
Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально
в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое. Борьба и единство этих двух
взаимопротиворечивых тенденций — анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как
единый звук специфической тембровой окраски составляет существенную сторону всякого реального
восприятия музыки.
Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.
Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную
выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности
звука.
Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, особенно
эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных,
встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически
обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.
Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех
пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств. [Вибрато
специально изучалось в последнее время К. Сишором, в течение ряда лет применявшим в этих целях
фотоэлектрические снимки. См. C. E. Seaschore, Psychology of the Vibrato in music and speech, «Acta
psychologica», vol. 1, ¹ 4. Hague 1935. По данным К. Сишора, вибрато, будучи вообще выражением
чувства в голосе, не дифференцировано для различных чувств.]
Вокальное вибрато возникает в
результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в
деятельности различных мышц, не только вокальных. Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме
пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.
Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек
напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией,
включающей определ¸нную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной
гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.
То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности
звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь
различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в е¸ традиционном
понимании, т. е. та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включает
не только высоту в собственном смысле слова, но и тембровый компонент светлоты. Теперь
обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске — в вибрато — отражается высота, а также
интенсивность звука.
Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой. Н.
А. Римский-Корсаков так характеризует тембр различных деревянных духовых инструментов в низком
Hosted by uCoz