Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 584 
Next page End  

и высоком регистрах:
В низком регистре
В высоком регистре
Флейта
матовый, холодный
блестящий
Гобой
дикий
сухой
Кларнет
звенящий, угрюмый
резкий
Фагот
грозный
напряж¸нный
(Источник: А. Римский-Корсаков, Основы оркестровки с партитурными образцами, т. 1, Пб., 1913.)
В последнее время все бОльшую роль отводят также так называемым комбинационным тонам.
Комбинационные тоны возникают при одновременном звучании двух сильных тонов. Это так
называемые разностные тоны. Они были открыты в 1740 г. немецким органистом Зорге и независимо от
него итальянским скрипачом Гартини. Число колебаний этих тонов равно разности чисел колебаний
первичных тонов.
Локализация звука
Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным
характером нашего слуха, т. е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами. Локализацию звука в
пространстве обозначают поэтому как бинауральный эффект.
Люди, глухие на одно ухо, лишь с
большим трудом определяют направление звука и вынуждены прибегать для этой цели к вращению
головы и к различным косвенным показателям.
Бинауральный эффект может быть фазовым и амплитудным. При фазовом бинауральном
эффекте определение направления, из которого исходит звук, обусловлено разностью врем¸н прихода
одинаковых фаз звуковой волны к двум ушам. При амплитудном бинауральном эффекте определение
направления звука обусловлено разностью громкостей, получающихся в двух ушах. Локализация звуков
на основании фазового бинаурального эффекта возможна только в отношении звуков невысоких частот
(не свыше 1 500 Гц, а вполне отч¸тливо даже только до 800 Гц). Для звуков высоких частот локализация
совершается на основе различия громкостей, получающихся в одном и другом ухе. Между фазовым и
амплитудным бинауральным эффектом существуют определ¸нные соотношения. Некоторые авторы (Р.
Гарлей, М. Фрей) считают, что механизмы фазовой и амплитудной локализации всегда действуют в
какой-то мере совместно.
В естественных условиях пространственная локализация звука определяется не только
бинауральным эффектом, а всей совокупностью данных, служащих для ориентировки в реальном
пространстве. Существенную роль при этом играет взаимодействие слуховых данных со зрительными и
осмысливание чувственных данных слуховых ощущений на основе восприятия реального пространства.
В пояснение этого тезиса привожу наблюдения, сделанные мною во время одного заседания.
Заседание происходило в очень большом радиофицированном зале. Речи выступающих передавались
через несколько громкоговорителей, расположенных слева и справа вдоль стен.
Сначала, сидя сравнительно далеко, я по свойственной мне близорукости не разглядел
выступавшего и, не заметив, как он оказался на трибуне, я принял его смутно видневшуюся мне фигуру
за председателя. Голос (хорошо мне знакомый) выступавшего я отч¸тливо услыхал слева, он исходил из
помещавшегося поблизости громкоговорителя. Через некоторое время я вдруг разглядел докладчика,
точнее, заметил, как он сделал сначала один, а затем ещ¸ несколько энергичных жестов рукой,
совпавших с голосовыми ударениями, и тотчас же звук неожиданно переместился — он ш¸л ко мне
прямо спереди, от того места, где стоял докладчик.
Рядом со мной сидел коллега, профессор-педагог, сам слепой. Мне бросилось в глаза, что он
сидит в полуоборот, повернувшись всем корпусом влево, напряж¸нно вытянувшись по направлению к
репродуктору; в такой позе он просидел вс¸ заседание. Заметив его странную позу, я сначала не
сообразил, чем она вызвана. Так как он не видел, для него, очевидно, вс¸ время, как для меня сначала,
пока я не разглядел докладчика, источник звука локализировался в направлении громкоговорителя.
Ориентируясь на основе слуховых ощущений, мой сосед локализировал и трибуну в направлении
громкоговорителя. Поэтому он сидел в полуоборот, желая сидеть лицом к президиуму.
Воспользовавшись перерывом, я пересел на заднее место справа. С этого отдал¸нного места я не
мог разглядеть говорившего; точнее, я смутно видел его фигуру, но не видел, говорил ли он (движение
губ, жестикуляцию и т. д.): звук перестал идти от трибуны, как это уже было до перерыва, он снова
Hosted by uCoz