Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 584 
Next page End  

громкостью и тембром. Все эти элементы, каждый в отдельности, зависят и от частоты, и от силы, и от
состава обертонов звука.
Согласно гипотезе Г. Флетчера, резонансные свойства присущи всей механической системе
улитки в целом, а не только волокнам основной мембраны. Под действием определ¸нного тона
колеблются не только резонирующие на данную частоту волокна, но вся мембрана в целом и та или
иная масса жидкости улитки. Высокие тоны приводят в движение лишь небольшую массу жидкости
вблизи основания улитки, низкие — замыкаются ближе к геликотреме. Флетчер преодолевает также
основное затруднение резонансной теории, связанное с объяснением большого диапазона громкости.
Он считает, что громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу
от всех возбужд¸нных нервных волокон основной мембраны.
Теория Г. Флетчера в общем не отрицает существа теории Г. Гельмгольца и может быть отнесена
к теориям «периферического анализатора».
Другую группу теорий составляют теории «центрального анализатора», или так называемые
«телефонные теории». Согласно этим теориям, звуковые колебания превращаются улиткой в
синхронные волны в нерве и передаются к мозгу, где и происходит их анализ и восприятие высоты
тона. К этой группе теорий принадлежит теория И. Эвальда. Согласно этой теории, при действии звука
в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звука. Высота тона
определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определ¸нного тона соответствует
возбуждение одной части нервных волокон; ощущению другого тона — возбуждение другой части.
Анализ звуков происходит не в улитке, но в центрах головного мозга.
Эвальду удалось построить модель основной мембраны, размером приблизительно
соответствующую действительности. При возбуждении е¸ звуком в колебательное движение приходит
вся перепонка; возникает «звуковая картина» в виде стоячих волн с длиной тем меньшей, чем выше
звук.
Несмотря на удачные объяснения некоторых затруднительных частностей, теория И. Эвальда
(как и другие теории «центрального анализатора») плохо согласуется с новейшими физиологическими
исследованиями природы нервных импульсов. С. Н. Ржевкин считает, однако, возможной
двойственную точку зрения, а именно — объяснение восприятия высоких тонов (не встречающее
затруднений) в смысле теории «периферического анализатора», а низких — с точки зрения
«центрального анализатора».
Восприятие речи и музыки
Человеческий слух в собственном смысле слова несводим к абстрактно взятым реакциям
слухового рецептора; он неотрывен от восприятия речи и музыки.
Для звуковой характеристики речи существенное значение имеют частичные тоны, которые
характерны для каждого из звуков человеческий речи, — так называемые форманты.
Вследствие
резонансных свойств полости рта и глотки в каждом звуке речи, производимом связками, усиливаются
те компоненты, частоты которых приближаются к собственным частотам резонансных полостей,
определяемых формой полости рта при произнесении того или иного речевого звука. Каждому звуку
речи соответствует одна или несколько характеристических областей резонанса. Эти характерные для
каждого речевого звука области частот и называют формантами.
Каждый гласный звук, на какой бы высоте он ни был произнес¸н, всегда имеет определ¸нную
характерную для него область усиления обертонов. Характерная для каждого гласного звука область
усиливаемых частот очень узко ограничена и потому выступает особенно ярко. Согласные звуки
(приближающиеся к шумам) по своей структуре гораздо сложнее, чем гласные; формантные области
здесь шире. При этом зачастую характерные особенности согласных так незначительны, что не могут
быть уловлены физическими аппаратами. Тем удивительнее, что они легко улавливаются человеческим
слухом. Наличие специфических для всех звуков речи, и особенно для гласных, частичных тонов
позволяет нам отч¸тливо различать звуки, особенно гласные. Речь, даже очень громкая, лиш¸нная
формант, специфичных для каждого из е¸ гласных звуков (например при несовершенной
радиопередаче), становится неразборчивой.
Другой высокой и специфической для человека формой слуховых ощущений является
музыкальный слух.
Под музыкальным слухом нередко понимают узкую способность различать
отдельные звуки и звуковые комплексы по их высоте. Такое понимание было особенно распространено
в практической музыкальной педагогике, и здесь же оно обнаружило свою полную несостоятельность.
Hosted by uCoz