Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 584 
Next page End  

Передовые педагоги ещ¸ до революции протестовали против методов развития слуха, сводившихся к
дрессировке ученика на звуковысотное различение. Они эмпирически доходили до той, вполне
правильной с научной точки зрения, мысли, что в музыкальном слухе слиты в неразрывное целое
восприятие высоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов — фразировки, формы, ритма и
т. д. Музыкальный слух в широком смысле слова выходит собственно не только за пределы ощущения,
но и за пределы восприятия. Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и
представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения.
Музыкальный слух дифференцируют под разными углами зрения.
Различают слух абсолютный и относительный. Под абсолютным слухом разумеют способность
точно определять и воспроизводить высоту данного звука безотносительно к другим звукам, высота
которых известна. Абсолютный слух в свою очередь делят на абсолютно-активный слух
воспроизведения и абсолютно-пассивный слух узнавания. Абсолютно-активный слух представляет
собой высшую форму абсолютного слуха. Лица с таким слухом в состоянии воспроизвести голосом
любой заданный им звук с полной точностью. Значительно более распростран¸нным является
абсолютно-пассивный слух. Лица с таким слухом в состоянии точно назвать высоту услышанного звука
или аккорда. У лиц с абсолютно-пассивным слухом большую роль играет тембр. Так, например,
пианист, обладающий подобным слухом, быстро и безошибочно определит звук, взятый на фортепиано,
но затруднится в определении, если взять его на скрипке или виолончели. Это дало основание
некоторым психологам (В. Келер) предположить, что в основе активного абсолютного слуха лежит
различение музыкальной высоты, а в основе пассивного — тембровых компонентов высоты.
Однако пассивный и активный абсолютный слух лишь в крайне редких случаях даны в таком
противопоставлении. В реальной жизни в большинстве случаев между ними нет разрыва. Б. М. Теплов
поэтому предлагает смягчить антитезу В. Келера и считает характерным для представителей пассивного
типа не то, что он опирается только на тембровые критерии, а то, что эти последние играют у него
заметно бОльшую роль, чем у представителей активного типа. Активный абсолютный слух, таким
образом, является по отношению к пассивному абсолютному слуху не столько другим видом, сколько
высшей ступенью. Абсолютный слух является, по-видимому, в значительной мере прирожденной
способностью. Для лиц с абсолютным слухом звуки представляются как бы определ¸нными
индивидуальностями. (См. в романе Ромена Роллана «Жан-Кристоф» описание первого знакомства
Кристофа с роялем.)
Абсолютный слух считался многими педагогами высшей музыкальной способностью. Более
глубокий анализ показал, однако, ошибочность этой точки зрения. С одной стороны, абсолютный слух
не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (П. И.
Чайковский, Р. Шуман и др.) им не обладали. С другой стороны, обладание самым блестящим
абсолютным слухом не является гарантией будущих музыкальных успехов. С. М. Майкапар описывает
в своей книге «Музыкальный слух» одного учащегося с феноменальным абсолютным слухом, очень
плохо подвигавшегося впер¸д. В. Келер также описывает студентов консерватории с прекрасным
абсолютным слухом, очень мало, в сущности, развитых музыкально. Таким образом, не следует
преувеличивать значение абсолютного слуха. Вместе с тем следует отметить, что узнавать высоту звука
с известной степенью точности может каждый человек. Пут¸м специальных упражнений можно степень
этой точности сильно увеличить (В. Келер, Е. А. Мальцева). Но психологическая природа и характер
этого узнавания (которое Б. М. Теплов предложил называть «псевдоабсолютным слухом») остаются
качественно отличными от того, которое наблюдается у людей с абсолютным слухом, поскольку при
отсутствии абсолютного слуха высота узна¸тся либо по тембровому признаку, либо косвенно с
помощью относительного слуха. Это узнавание требует поэтому некоторого времени, в течение
которого мысленно совершается ряд операций, между тем как люди с абсолютным слухом узнают звук
сразу.
Человеку с относительным слухом требуется какая-то отправная точка — данный в начале
испытания тон. Отправляясь от него, соотнося его высоту с высотой последующих звуков, он оценивает
отношения между звуками. Относительный слух в очень значительной мере подда¸тся развитию, и
обладание им несравненно важнее наличия абсолютного слуха.
Основой относительного слуха является, по-видимому, так называемое ладовое чувство. При
восприятии мелодии или гармонических комплексов мы слышим их в определ¸нном ладу. Звуки
мелодико-гармонических последовательностей обнаруживают известные функциональные
соотношения. Ладовое чувство и заключается в восприятии одних звуков как опорных, устойчивых,
других — как неустойчивых, куда-то стремящихся.
Hosted by uCoz