Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 584 
Next page End  

Для ладового чувства характерно, что оно упорядочивает восприятие мелодии чувством
объединяющего лада; при отсутствии такого объединяющего чувства получается эстетически
неприятное впечатление неоформленности и непонятности; при этом впечатление законченности
мелодии зависит не только от качества последнего звука как такового, но и от того пути, которым
приходят к этому звуку от общей структуры мелодии.
Следующей линией дифференцировки слуха является различение мелодического и
гармонического слуха. Ряд экспериментальных исследований (С. Н. Беляева-Экземплярская, М.
Антошина и др.) показал в полном согласии с педагогической практикой, что гармонический слух
развивается позднее мелодического. Маленькие дети и даже взрослые с совершенно не развитым
гармоническим слухом бывают безразличны к фальшивой гармонизации; порой она даже нравится им
больше правильного сопровождения. Как показали опыты Б. М. Теплова, это объясняется тем, что на
самых начальных ступенях развития гармонического слуха мелодия легче может быть выделена слухом
из фальшивого сопровождения, чем из правильного, образующего много консонирующих созвучий.
Далее различают внешний и внутренний слух. Кроме способности воспринимать предлагаемую
для слушания музыку (внешний слух), можно обладать способностью представлять музыку мысленно, в
слуховых представлениях, не получая извне никаких реальных звуковых впечатлений (внутренний
слух). Внутренний слух может функционировать или как способность представлять только
звуковысотную и ритмическую ткань музыкального произведения, или как способность внутренне
слышать музыкальные произведения в конкретных тембрах и с определ¸нной динамикой звучания.
Внутренний слух, по-видимому, отличается от внешнего не только отсутствием внешнего звука, но и по
своей структуре, аналогично тому как внутренняя речь отличается от внешней.
В развитии внутреннего слуха, имеющего очень большое значение для общего музыкального
развития, можно наметить ряд ступеней. Сначала внутренние слуховые представления отрывочны,
смутны и схематичны. Они должны находить опору во внешнем слухе. Припоминая пути собственного
роста, проф. С. М. Майкапар пишет по этому поводу: «Первые (написанные без инструмента) хоры
представлялись воображению в виде отвлеч¸нной четыр¸хголосной гармонии, и только в последующих
работах, чем дальше, тем больше, внутреннему слуху стали слышаться действительные, реальные
человеческие голоса, каждый в своей характерной хоровой индивидуальности и все вместе в общей
хоровой звучности. Таким образом, мы можем предположить, что работа внутреннего слуха ид¸т при
сво¸м развитии от отвлеч¸нного к воплощ¸нному представлению и что чем более развит в известном
направлении внутренний слух у данного лица, тем реальнее и жизненнее его звуковые и внутренние
представления» [С. М. Майкапар, Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод
правильного развития. М., 1900. С. 214-215].
В итоге: музыкальный слух — явление весьма сложное. Создаваясь в историческом процессе
развития человеческого общества, он представляет собой весьма своеобразную психическую
способность, резко отличную от простого биологического факта слышания у животных. На самой
низшей ступени развития восприятие музыки было весьма примитивным. Оно сводилось к
переживанию ритма в примитивных плясках и пении. В процессе своего развития человек научается
далее ценить звук натянутой струны. Возникает и совершенствуется мелодический слух. Ещ¸ позднее
возникает многоголосная музыка, а вместе с нею и гармонический слух. Таким образом, музыкальный
слух представляет собой целостное, осмысленное и обобщ¸нное восприятие, неразрывно связанное со
всем развитием музыкальной культуры.
Зрительные ощущения
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку
исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение
да¸т нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее
отдифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания.
Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека.
Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, т. е., по воззрениям современной
физики, электромагнитных волн, длиною от 390 до 780 нанометров (нм; нанометр - одна миллиардная
доля метра).
Световые волны различаются, во-первых, длиною волны, или числом колебаний в секунду. Чем
Hosted by uCoz