Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 584 
Next page End  

превращается в бездейственный эпифеномен.
Признанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении
психофизической проблемы не заканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического
единства как руководящее начало, надо конкретно реализовать его. Это трудная задача: об этом
свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов
разрешить эту задачу.
При разрешении психофизической проблемы необходимо вскрыть, с одной стороны,
органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического
«субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль «функции мозга»; с другой в
соответствии со специфической природой психики, как отражения бытия, — необходимо учесть
зависимость е¸ от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт:
сознание осознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальный субстрат психики, но
для психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает.
Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы
внутриорганических отношений.
Вульгарный материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь
первой зависимости. В результате приходят к представлению об однозначной детерминированности
сознания изнутри одними лишь внутриорганическими зависимостями. В какие бы модные одежды такая
трактовка психофизической проблемы ни рядилась, принципиально она не выходит за пределы старой
мудрости Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Вместе с Д. И. Писаревым и его западноевропейскими
единомышленниками, отожествившими мышление с выделением ж¸лчи и мочи, вульгарные
материалисты забывают о специфике психики; являясь отражением мира, она принципиально выходит
за пределы лишь внутриорганических отношений. [К. Маркс очень ярко это выразил, говоря о глазах и
ушах, что это «органы, которые отрывают человека от его индивидуальности, превращая его в зеркало и
эхо вселенной» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. I, 1929, стр. 180; К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т. 1. С.
75).] Поскольку психика — отражение действительности, поскольку сознание — это осознанное бытие,
они не могут не детерминироваться также своим объектом, предметным содержанием мысли,
осознаваемым бытием, всем миром, с которым человек вступает в действенный и познавательный
контакт, а не только лишь одними отправлениями его организма как таковыми.
Иногда — особенно отч¸тливо у Б. Спинозы — этот второй гносеологический аспект
психофизической проблемы, выражающийся в зависимости сознания от объекта, вытесняет или
подменяет первую функционально-органическую связь психики с е¸ «субстратом».
Единство души и тела с точки зрения Спинозы основывается на том, что тело индивида является
объектом его души. «Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляет объект
души» (теорема 21).
[См. «Этика», ч. 2-я, теорема 21 (ср. там же теоремы 12 и 13). «Идея души
соединена с душою точно так же, как сама душа соединена с телом»;
Б. Спиноза, Избранные
произведения:
В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 426.] В попытке так установить психофизическое единство
реальная связь структуры и функции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и е¸
объекта.
В отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему
в плане только одной из этих двух зависимостей, действительное е¸ разрешение требует включения
обеих.
Первая связь психики и е¸ субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она, как
будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая
связь — это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в н¸м отражается. Она
определяется положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное
опосредует и определяет внутреннее, субъективное. Речь при этом, очевидно, не может идти о
рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминаций.
Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и
познавательный контакт.
Оба выделенные анализом соотношения, детерминирующие психику, включаются в единый
контекст, которым они в целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы особенно
существенно правильно их соотнести.
Психический процесс, который принципиально не сводится к только нервному
физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение
задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно
Hosted by uCoz